Программа развития

частного общеобразовательного учреждения 
"Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского"
г. Новосибирска

От качества воспитания —
к качеству образования

 

Принята в 2011 г.

При обновлении «Программы развития» учитывались:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (2010 г.)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден 6 октября 2009 г.)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 г.)
  4. Концепция проекта Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (утверждена 1 июня 2009 г.)
  5. Проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (текст, опубликованный на сайте Министерства образования и науки РФ для обсуждения — до 1 февраля 2011 г.)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Общие положения

Характеристика инновационной деятельности Гимназии

Основные результаты инновационного развития Гимназии

Государственное и общественное признание инновационной деятельности Гимназии

1. ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ

2. совершенствование образовательной деятельности Гимназии

3. Совершенствование воспитательной системы Православной Гимназии

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

5. забота о здоровье и безопасности

6. Социальные проекты Гимназии

Проект «Милосердие»

Проект «День славянской письменности и культуры»

Проект «Православная культура России»

Проект «Гимназическое поле»

7. самоуправление и СОБОРНОСТЬ

8. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Общие положения

Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского учреждена православным Приходом Всех Святых в земле Российской просиявших по инициативе родителей из среды научной общественности Академгородка 19 августа 1992 г. — вскоре после принятия Федерального Закона «Об образовании» (10.07.92).

С первого дня своего существования Православная Гимназия активно взаимодействует с государственными и муниципальными общеобразовательными организациями г. Новосибирска, решая, как и они, важную государственную задачу качественного воспитания и обучения подрастающего поколения граждан России.

Специфику образовательной практики Православной Гимназии определило то, что инициативную группу родителей первых гимназистов (в 1992 г.) составили православные сотрудники НГУ и различных научно-исследовательских институтов СО РАН, пожелавшие, чтобы их дети, получая добротное образование, знали и родную православную культуру, а главное — воспитывались в добрых христианских традициях.

Этот социальный заказ родителей соответствует Протоколу № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование»), который гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

Родители нынешних воспитанников Православной Гимназии продолжают и развивают общественную инициативу родителей, реализовавших в 1992 году с помощью Прихода идею учреждения Православной Гимназии в Академгородке.

В соответствии с разработанной Гимназией «Концепцией образования и воспитания» под образованием в Гимназии подразумевается целенаправленный процесс обучения, включающий духовно-нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

Такое понимание образования подтверждается «Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников» (2010 г.), которая гласит: «Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Характеристика инновационной деятельности Гимназии

Православная Гимназия изначально формировалась как инновационная образовательная организация, как школа-лаборатория, поставившая своей задачей обновление содержания учебно-воспитательного процесса.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации построена на основе базовых национальных ценностей православной культуры России. Кроме того, начиная с первого учебного года (1992–1993), преподаватели Гимназии стали использовать компьютерные технологии, создавать и апробировать новые учебные программы, разрабатывать и издавать новые учебные пособия. В 1995 году Православная Гимназия получила государственную лицензию на издательскую деятельность и стала издавать учебно-методическую и духовно-просветительную литературу.

Через два года после создания Гимназии были учреждены: детский сад  (дошкольная ступень Гимназии) и хоровая школа (дополнительное образование). Воспитанникам Гимназии с самого ее основания предоставлялся ежегодный отдых в летнем лагере.

Гимназическое поле в Искитимском районе снабжает Гимназию картофелем. Работа на гимназическом поле помогает прививать старшеклассникам навыки трудолюбия.

Начиная с 1993 года на сцене Большого зала Дома ученых СО РАН творческие коллективы Гимназии ежегодно проводят ставшие традиционными праздничные концерты (7 января на Рождество Христово, в Дни славянской письменности и культуры, в юбилеи Великой Отечественной войны).

В январе 2002 г. директором Гимназии был представлен на рассмотрение педагогического сообщества Советского района г. Новосибирска ряд социальных проектов, в реализации которых впоследствии стали принимать участие другие образовательные, а также культурные и медицинские учреждения района и города.

В начале 2006 г. Гимназия выступила с инициативой проведения 29–30 сентября 2006 г. в Академгородке научно-педагогической конференции «Уроки академика Д.С. Лихачева», посвященной 100-летию со дня рождения великого русского ученого.

В «Год русского языка» (2007 г.) Гимназия выступила с инициативой проведения в Новосибирске ряда конференций, посвященных проблемам изучения и сохранения русского языка. Кроме того совместно с НИПКиПРО был издан комплект учебно-методических материалов по это тематике.

Несколько раз Гимназия получала статус областной экспериментальной площадки по различным направлениям жизнедеятельности.

В 2007–2008 и 2008–2009 учебных годах Гимназия имела статус экспериментальной площадки по теме: «Духовно-нравственная культура как фактор интеграции образовательного и воспитательного процессов в современной российской школе».

В период с 1998 по 2010 годы в Гимназии состоялось 13 выпусков: окончили Гимназию 183 выпускника. Из них 18 выпускников получили золотые медали, 21 — серебряные; всего 39 — медалистов, что составляет 21% выпускников.

В 2011 году все выпускники поступили в высшие учебные заведения на бюджетные места.

Если в 1992 г. к обучению приступили 70 учащихся (1–5 классы), то на 1 января 2011 года в Гимназии обучалось 244 воспитанника: 224 — в 1–9,11 классах и 20 — в дошкольном отделении Гимназии. (В 2010–2011 учебном году 10 класса в Гимназии нет).

 

Основные результаты инновационного развития Гимназии

  • достигнут баланс между воспитанием и обучением, между освоением национальной культуры и ключевыми составляющими современного стандарта образования;
  • удовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников Гимназии ходом учебно-воспитательного процесса: ежегодно увеличивается число родителей, желающих обучать своих детей в Гимназии и воспитывать их в дошкольной ступени Гимназии (в детском саду);
  • две трети учащихся Гимназии получают музыкальное образование в хоровой школе Гимназии (филиал Детской музыкальной школы № 10);
  • обеспечена учебно-методическая преемственность Гимназии с ее дошкольной ступенью;
  • качественная успеваемость последние 3 учебных года (2007–2008, 2008–2009, 2009–2010) составляет около 78%;
  • средний балл выпускников Гимназии по ЕГЭ выше, чем по Новосибирской области и по Российской Федерации в целом (см. диаграмму);
  • увеличивается число участников и призеров Всероссийской олимпиады школьников; по результатам побед на региональном и федеральном уровнях выпускники Гимназии поступают в высшие учебные заведения;
  • из 183 выпускников 169 (93%) поступили в высшие учебные заведения;
  • 90% выпускников Гимназии поступили на бюджетные места;
  • по cоглашению между приходом, учредителем Гимназии, с Новосибирским медицинским колледжем в Гимназии организовано предпрофильное медико-социальное обучение (курсы для старшеклассников «Основы медицинских знаний»), создающее благоприятные условия для утверждения здорового образа жизни обучающихся и для рационального применения здоровьесберегающих технологий;
  • благодаря комплексной воспитательной работе, а также систематическому сотрудничеству с родителями предупреждаются правонарушения среди обучающихся;
  • возрастает число выпускников Гимназии, которые по окончании вузов устраиваются на работу в Гимназию, около 30% выпускников продолжают петь в молодежном хоре Гимназии, а  также активно участвовать в делах милосердия и благотворительности;
  • благодаря многосторонней образовательной и благотворительной деятельности Православная Гимназия в период с 2001 по 2010 годы стала социокультурным центром местного сообщества — жителей Советского района г. Новосибирска, стремящихся к возрождению русских национальных педагогических и исторических традиций.

Государственное и общественное признание инновационной деятельности Гимназии

По результатам Всероссийского конкурса «Лучшие школы России — 2005» Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского вошла в десятку лучших школ России и 17 мая 2005 г. была награждена Почетным Дипломом, подписанным Председателем Оргкомитета конкурса — министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.

Этим Дипломом, врученным в Колонном зале Дома Союзов директору Гимназии Л.П. Талышевой академиком Российской Академии Образования Ш.А. Амонашвили, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Академгородка была награждена за:

– высокие учебные достижения,

– создание и внедрение инновационных педагогических технологий,

– осуществление проектов в сфере социального партнерства,

– проявленные командный дух,

– оригинальность.

Участие Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России — 2005» явилось серьезной проверкой образовательной практики Гимназии. В то же время Гимназией этот конкурс воспринимался как замечательный праздник Российской Школы, и участие в нем стало новым стимулом для развития Гимназии.

Инновационно-педагогический опыт Гимназии распространяется благодаря ее активному участию в создании и деятельности образовательных ассоциаций — всероссийской «Ассоциации лучших школ» и районной Ассоциации социально активных школ «Созидание». В 2006 г. Гимназия стала членом «Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий».

Материалы о жизнедеятельности Православной Гимназии публиковались в центральных и местных средствах массовой информации, в числе которых: журналы «Эксперт», «Лидеры образования», «Духовно-нравственное воспитание», «Сибирская столица»; газеты «Наука в Сибири», «Ведомости Новосибирского областного совета», «Комсомольская правда — Новосибирск».

В 2010 году учитель математики Православной Гимназии Алексей Викторович Малыгин стал победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2010».

Директор Гимназии Л.П. Талышева активно участвует в деятельности «Ассоциации лучших школ», главной задачей которой является распространение передового педагогического опыта по школам страны. Статья Л. П. Талышевой «Духовно-нравственное воспитание учащихся через обновление содержания образования» опубликована в сборнике «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (М.: «Ассоциация лучших школ», 2010. С. 242–267). В этой статье отражены основные положения «Концепции образования и воспитания Православной Гимназии и основные направления ее развития».

Главная задача, на решение которой направлена Программа развития Гимназии, — сохранить стандарт гимназического образования как универсального среднего образования.  Ранняя специализация ограничивает универсальность — основной принцип российского гимназического образования. Обучаясь в старших классах Гимназии, ее воспитанник должен иметь возможность выбора приоритета в своем обучении. Но этот выбор не должен лишать его возможности даже по получении аттестата, свидетельствующего  о полном среднем образовании, изменить свой выбор. Поэтому Гимназия будет стремиться сохранять универсальное (непрофильное) обучение.

1. ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ

Российская школа призвана воспитывать у обучающихся добрый нрав. Великий русский педагог К.Д. Ушинский нравственное влияние считал главной задачей воспитания. «Величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо прочной общественной нравственности», — писал он в статье «О нравственном элементе в русском воспитании» («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1860. № 11–12).

В основу своей жизнедеятельности и перспективного развития Гимназия полагает традиционное для российской педагогики сочетание воспитания и обучения — при приоритете нравственного воспитания.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в Православной Гимназии построена на основе таких базовых ценностей традиционной православной духовно-нравственной культуры России, как:

  • почитание родителей и почтительное отношение к старшим;
  • почтительное отношение к священным событиям родной истории, к святыням России, к государственным символам (воспитание патриотизма);
  • трудолюбие, ответственность;
  • сострадание, милосердие;
  • забота об окружающей природе (экологическое воспитание);
  • доброжелательное отношение к людям различных национальностей, верований и культур (воспитание готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, сотрудничества);
  • здоровый образ жизни.

Основные направления развития воспитательной деятельности Православной Гимназии (программа духовно-нравственного развития, воспитания):

  1. Продолжение работы над обновлением содержания образования (совершенствование воспитательного аспекта обучения).
  2. Повышение квалификации гимназических воспитателей на основе разрабатываемого Православной Гимназией учебного курса для педагогов и воспитателей — «Родная педагогика» (годичный курс).
  3. Укрепление взаимодействия Православной Гимназии и Дома Милосердия — важного резерва воспитания гимназистов в духе христианского служения нуждающимся людям (воспитание волонтеров).
  4. Систематизация опыта духовно-нравственной воспитательной работы с различными категориями детей: с гиперактивными детьми, с детьми, имеющими различные отклонения в нравственном и физическом развитии, с детьми из неполных семей, из детских домов и другими.
  5. Поиск и формирование разнообразных форм внеурочной деятельности, развивающей общую культуру обучающихся и прививающей духовно-нравственные ценности православия, в том числе: проведение православных праздников, участие в богослужении, в крестных ходах, в паломнических поездках, в церковно-благотворительных акциях.

Заботясь о гармоничном развитии личности обучающегося и активно осваивая современные образовательные технологии, Гимназия прежде всего стремится возродить историческую преемственность российских педагогических традиций и поэтому постоянно обращается к трудам великих российских педагогов.

Основоположник гимназического образования в России М.В. Ломоносов в «Проекте Регламента Академической гимназии при Московском Университете» (1758 г.) писал, что «Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам».

Девизом Православной Гимназии служат слова В.А. Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». То есть главнейшая цель гимназического образования — это воспитание молодых граждан России для совершения благих дел, потребных для блага других людей, блага Отечества и, следовательно, для собственного блага обучающихся.

Руководством для Гимназии служат и слова академика Д.С. Лихачева: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)» (ЛихачевД.С. «Русская культура». М., 2000. С. 154–155).

Безнравственное влияние сводит на нет все воспитательные усилия семьи и школы, поэтому так важно привитие школьникам духовно-нравственного иммунитета — невосприимчивости ко злу. Поэтому нравственное воспитание обучающихся в Гимназии подразумевает сохранение их от таких распространенных среди детей и подростков асоциальных явлений, как непочтение к родителям и старшим, унижение слабых и младших, сквернословие, курение, пьянство, токсикомания, наркомания, развратные действия и, вообще, преступная вседозволенность. Православная Гимназия находится не на необитаемом острове, и поэтому все острые и болезненные социальные проблемы современного общества затрагивают обучающихся в Гимназии и их родителей. Общенациональный кризис воспитания детей и молодежи не может быть преодолен только с помощью родительских запретов и правоохранительных мер со стороны государства. Необходима опора на воспитательные ресурсы самой школы.

Для этого Гимназия создает такой уклад жизни, который, приобщая обучающихся к традиционным российским нравственным и культурным ценностям, помогает родителям и государству ограждать своих воспитанников от детской и подростковой преступности. Предоставляя детям современное образование, Гимназия старается при этом не упускать нравственное, гражданское и патриотическое воспитание. Поэтому девиз Программы развития Гимназии — «От качества воспитания — к качеству образования».

Гимназия создает атмосферу, благоприятную для доброго и устойчивого воспитания, а дети и их родители призваны поддерживать ее. Уже на начальной ступени обучения в Гимназии дети усваивают Внутреннее Уложение Гимназии и правила поведения гимназиста и вместе с этим приобретают навыки христианского почтительного отношения к родителям, старшим, уважительного отношения к младшим и сверстникам, а также благоговейного отношения к священным праздникам, именам, местам, предметам.

В тесном взаимодействии с родителями обучающихся администрация Гимназии, педагоги и воспитатели прилагают все необходимые усилия, профессионализм и опыт для того, чтобы помочь ребенку полюбить добро, воспринимать родную православную культуру России как свою культуру, воспринимать духовно-нравственные ценности как свои собственные, помогают формированию доброжелательного отношения ко всем людям.

  Главная задача, на решение которой направлена программа духовно-нравственного развития, — воспитание добрых, честных, трудолюбивых, свободных и ответственных граждан России. Только при таком условии выпускники Гимназии смогут достойно вступить во взрослую жизнь и оправдать полученное ими образование.

2. Совершенствование образовательной деятельности Гимназии

  • Интеграция гимназического образовательного пространства и академического научного пространства

Со стороны Гимназии основной предпосылкой для реализации этой программы является то, что Гимназия функционирует в уникальном социуме — Академгородке — и педагогическое ядро Гимназии составляют сотрудники НГУ и научно-исследовательских институтов СО РАН. Основываясь на идее М.В. Ломоносова о преемственности гимназии, университета и Академии наук, Гимназия стремится к интеграции гимназического образовательного и академического научного пространства. Постоянное взаимодействие с НГУ и академической наукой дает Гимназии благоприятную возможность использовать высокий научный и культурный потенциал Новосибирского Научного Центра в преподавании практически всех учебных дисциплин.

  • Повышение мотивации к учебе воспитанников Гимназии

Со стороны обучающихся основным условием для реализации программы совершенствования образовательной деятельности Гимназии является высокий уровень мотивации к обучению. При наличии высокой мотивации обучение воспринимается детьми не как тяжкая обязанность или повинность, а как дар. Самые большие резервы для повышения качества воспитания и обучения открываются через любовь к учебе. Гимназия прививает любовь к учебе, к исследовательской работе, к занятиям в коллективе, к взаимопомощи. Благоприятный психологический климат обучения, использование в учебном процессе исследовательских подходов, многообразная социокультурная деятельность Гимназии — все это позволяет повышать мотивацию гимназистов к обучению, улучшать качество обучения и содействовать компетентному выбору гимназистами жизненного пути.

  • Активное взаимодействие с родителями обучающихся

Со стороны родителей обучающихся необходимым условием для реализации программы совершенствования образовательной деятельности Гимназии является их постоянное и заинтересованное участие в жизнедеятельности Гимназии. Родители обучающихся (в соответствии с Законом Божиим и с Законом «Об образовании») являются самыми ответственными лицами за воспитание и обучение детей. Гимназия же в меру своих возможностей выполняет их социальный заказ. Для более тесного взаимодействия между Гимназией и родителями четвертый учебный год каждое последнее Воскресенье месяца в Гимназии проводится лекторий для родителей. Посещение лектория — дело добровольное, в отличие от родительских собраний. Но именно эти встречи помогают наладить конструктивный диалог между Гимназией и родителями по всем актуальным проблемам воспитания и обучения.

В учебном процессе преподавателями Гимназии активно используется современные педагогические технологии.

На своих уроках учителя применяют разнообразные ресурсы: от обучающих и контролирующих компьютерных программ по предмету до ресурсов сети интернет. В Гимназии имеется банк мультимедийных презентаций, выполненных учащимися. С помощью интернет-технологий гимназисты учатся работать над проектами. Компьютерные технологии позволяют учащим и учащимся проводить различные исследования с максимальной эффективностью, то есть обрабатывать значительные объемы информации и выходить на новые научные перспективы

Об эффективности использования в Гимназии современных информационных технологий свидетельствуют не только высокая качественная успеваемость, но и успехи гимназистов в различных конференциях, конкурсах, олимпиадах, в том числе дистанционных.

  • Активное участие преподавателей НГУ и сотрудников научно-исследовательских институтов СО РАН в гимназическом учебном процессе

Гимназия в своей образовательной деятельности опирается на научную базу исследовательских институтов СО РАН. Гимназисты регулярно проводят практические занятия на экспериментальной базе НГУ, а также посещают с экскурсиями Институт цитологии и генетики, Центральный сибирский ботанический сад, Институт физики полупроводников, Институт истории, Институт минералогии, ГПНТБ (отдел редких книг и рукописей).

С 1995 года Гимназия имеет государственную лицензию на издательскую деятельность. Эта деятельность направлена на обновление содержания гимназического образования. За 10 лет выпущено более 50 изданий, значительную часть которых составляют учебные издания. Среди них два учебных пособия, подготовленных в Гимназии, получили гриф Министерства образования. Еще два издания рекомендованы Управлением образования Администрации Новосибирской области для общеобразовательных школ. С 1996 года Гимназией выпускается гимназический журнал «Источниковедение в школе». В 2004 году этот журнал был зарегистрирован как официальное периодическое издание.

В 2002 году Гимназия выступила инициатором учреждения ежегодного районного литературного конкурса учащихся «Души прекрасные порывы» и активно участвует в его подготовке и проведении. С целью поощрения творческой деятельности учащихся, а также повышения мотивации участников конкурса по его итогам выпускается сборник лучших работ. На сайте Гимназии размещен Каталог изданий Гимназии.

 

Хоровая школа

Учащиеся Гимназии имеют возможность получить дополнительное музыкальное образование в хоровой школе, которая является структурным подразделением МБОУ ДОД ДМШ № 10. Около 80% учащихся посещают занятия хоровой школы и получают по ее окончании государственное свидетельство о музыкальном образовании.

На основе хоровой школы Гимназии сформировано несколько хоровых коллективов: хор первоклассников, младший хор, средний хор, старший хор, ансамбль девушек, ансамбль юношей, сводный хор, а также молодежный хор, состоящий из выпускников и старшеклассников Гимназии. Руководит молодежным хором выпускница Гимназии и Новосибирской государственной консерватории София Дружинина. Все коллективы ведут активную концертную деятельность и принимают участие в музыкальных конкурсах и фестивалях различных уровней.

В 2010 году хоровыми коллективами Гимназии были даны праздничные концерты в Большом зале Дома ученых СО РАН:

традиционный Рождественский концерт (7 января),

дважды (в феврале и в мае) — концерт, посвященный 65-летию Победы.

В апреле-мае 2010 года два хора Гимназии — старший хор учащихся и молодежный хор — приняли участие в XI Московском Международном детско-юношеском хоровом фестивале «Звучит Москва». В фестивале приняло участие более 120 хоровых коллективов из 13 стран. Помимо конкурсных выступлений в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. М.И. Глинки и в Российской Академии музыки им. Гнесиных гимназические хоры выступали на гала-концертах, посвященных открытию и закрытию фестиваля, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и в Большом зале Московской государственной консерватории, а также в концертах духовной музыки.

Оба хора стали лауреатами фестиваля, получив 6 призов в 3-х номинациях.

Курсы «Основы медицинских знаний» — дополнительное
образование и предпрофильное обучение

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» ставила задачу введения «гибкой системы профилей обучения» (раздел 2.2, п. «е»). Обеспечение гибкости системы профилизации средней школы очень важно, так как значительное усиление одних предметов в ущерб другим вытесняет универсальность образования. Сохраняя универсальность среднего общего (полного) образования, Гимназия в то же время имеет сформированную позицию в вопросе предпрофильного обучения, распространяя его не только на 9 класс, но и на старшую ступень Гимназии (10–11 классы).

Все учащиеся Гимназии имеют возможность получения начальных медицинских знаний, умений и навыков на курсах «Основы медицинских знаний», организованных в 2002 г. по инициативе Православной Гимназии для старшеклассников не только самой Гимназии, но и муниципальных образовательных учреждений Советского района г. Новосибирска. Курсы функционируют под непосредственным управлением районного отдела образования при активной поддержке главы Администрации Советского района. Медицинскую сторону курсов курирует Новосибирский медицинский колледж. Лекции читают практикующие врачи четырех ведущих клиник Советского района.

В работе курсов принимает участие Сестричество милосердия, которое так же, как и Гимназия, учреждено православным Приходом Всех Святых в земле Российской просиявших. Значительную часть сестринских занятий ведут сестры милосердия. Очень важно, что слушателям курсов преподаются и духовные основы милосердия. Слушатели курсов проходят практику в больничных учреждениях. Так Гимназия помогает возрождению многовековых российских традиций милосердия и благотворительности, весьма востребованных в нынешний период болезненного перехода от бесплатной медицины к новым более прагматичным формам медицинской помощи населению.

Знания и навыки, полученные школьниками на курсах, пригодятся им в дальнейшей жизни независимо от избранной профессии.

  • Организация внеурочной деятельности

Эта деятельность в Гимназии осуществляется через научные общества учащихся, научный лекторий, кружковую работу.

Научные общества учащихся

Дифференцированному углубленному обучению по ряду предметов способствуют сформировавшиеся в Гимназии научные общества учащихся.

Общество естествоиспытателей

Создано в 1996 г. для поддержания и развития исследовательского интереса у детей, имеющих естественнонаучные наклонности, помощи в приобретении ими необходимых знаний и навыков при изучении природы. Для этого в рамках Общества организуются ученические научные лаборатории: лаборатория необычных растений, лаборатория почвенной энтомофауны и другие (в соответствии с интересами юных естествоиспытателей).

На заседаниях Общества дети делают доклады о новейших (или интересующих их) открытиях и достижениях в области естественных и других наук. Спектр тем практически неограничен: биология, химия, физика, экология, география, археология, геология, астрономия, математика, искусство и т.д. Лучшие доклады печатаются в «Бюллетене Общества естествоиспытателей». В работе Общества принимают участие около 40 учащихся Гимназии, более десяти преподавателей.

На заседаниях Общества естествоиспытателей регулярно выступают крупнейшие ученые Новосибирского Научного Центра — специалисты в различных областях науки.

Общество любителей словесности и древностей Российских

Общество, созданное в 2000 г., продолжает просветительные традиции научных обществ XIX – начала XX веков, содействовавших распространению историко-филологических знаний в России. Это Общество объединяет учащих и учащихся Гимназии, интересующихся родной историей и русской словесностью, помогает им получить дополнительные знания в области вспомогательных исторических дисциплин (источниковедение, палеография, археография, текстология), открывает новые имена и неизвестные из школьных курсов страницы отечественной истории и культуры.

Деятельность Общества способствует интеграции школьных историко-фило­ло­ги­чес­ких дисциплин, освоению современных методов научно-исследова­тель­ской работы в области истории и филологии, установлению научных связей и культурных контактов с представителями академической науки, образовательными учреждениями, литераторами, художниками, музыкантами, работниками библиотек и музеев. Общество организует регулярные заседания с прослушиванием докладов и сообщений, подготовленных детьми, научно-практические конференции и школьные олимпиады. Доброй традицией работы Общества стало приглашение на заседания крупных ученых-филологов.

Общество любителей богословия

Академическое богословие — одна из ярчайших страниц в истории науки и культуры России. Многие русские богословы были учеными с мировым именем: митрополиты Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Булгаков), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), священник Павел Флоренский и другие. Созданное в 2002 г., Общество любителей богословия через знакомство с трудами отечественных богословов способствует формированию у учащихся традиционной для России системы духовно-нравственных ценностей. В рамках работы Общества проводятся конференции, конкурсы исследовательских работ и сочинений.

Научный лекторий

Деятельность научного лектория способствует приобщению учащихся, преподавателей Гимназии к достижениям современной науки и культурно-историческому и духовному наследию России. Учащие и учащиеся имеют уникальную возможность ежегодно прослушивать научные лекции, а иногда и циклы лекций, спецкурсы замечательных ученых — носителей высокой культуры.

Ежегодно уже в течение 5 лет в апреле-мае цикл лекций по русской культуре (литературе, философии, музыке) в Гимназии читает профессор Цюрихского университета М.А. Банкул («Русская классическая музыка XIX в.», «Жизнь и творчество А.И. Солженицына», «Русские мыслители о России и о русской идее», «Русские поэты о назначении поэта и поэзии», «Влияние Ф.М. Достоевского на современников»).

Особо важное место в учебно-воспитательном процессе Гимназии занимают лекции выдающегося российского историка и источниковеда академика РАН Н.Н. Покровского (лекции о Крещении Руси, о государственно-церковных отношениях 20-х гг. XX в., о жизни и деятельности Максима Грека, о Степенной книге XVI в. — первом учебнике русской истории).

Перед учащими и учащимися Гимназии выступали с лекциями: посетивший Новосибирск князь А.С. Трубецкой, зав. лабораторией Палеонтологического института РАН профессор А.К. Агаджанян, известный археолог Института всеобщей истории РАН профессор С.А. Беляев, ученые-филологи из Санкт-Петербурга профессора А.А. Алексеев и Г.М. Прохоров, ведущий профессор Московской Духовной Академии доктор богословия А.И. Осипов, с.н.с. Института общего образования РАО М.Ю. Новицкая, президент РАО академик Н.Д. Никандров и почетный академик РАО Ш.А. Амонашвили, академик-кардиохирург, почетный директор НИИПК им. Е.Н. Мешалкина Е.Е. Литасова.

Встречи преподавателей Гимназии с такими учеными, несомненно, стимулируют интерес к научно-исследовательской работе. Для воспитанников Гимназии эти встречи раскрывают мир науки, актуальные проблемы современной жизни и показывают пример высокого служения людям и Отечеству.

3. Совершенствование воспитательной системы Православной Гимназии

Православная Гимназия, следуя лучшим традициям российской педагогики, в основу образования полагает духовно-нравственное воспитание. Какой бы профессией ни владел человек, главное, чтобы он был добрым и честным человеком, добрым семьянином, добрым гражданином своего Отечества, ответственным за свои слова и поступки.

К.Д. Ушинский, считавший, что педагогика — это «искусство, самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств», в основу воспитания полагал духовно-нравственное воспитание: «Нравственное чувство живет в каждом из нас точно так же, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства в виде микроскопических зародышей рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, то есть нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения».

Если заложить в сердце и в сознание ребенка нравственные истины, они не только помогут ему удержаться от антисоциальных поступков, но и будут способствовать высокой мотивации к учебе. Обучение тогда будет восприниматься ребенком не как тягостная повинность, а как дар, за который человек несет ответственность.

Воспитательная система Православной Гимназии предусматривает следующие направления воспитательной работы:

Духовно-нравственное направление

Воспитательная система Православной Гимназии направлена к тому, чтобы ее воспитанники с дошкольной ступени усваивали две важнейшие заповеди:

  • не делай другому того, чего не желаешь себе (начальная ступень воспитанности);
  • во всем поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (высшая ступень воспитанности).

Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование устойчивой нравственной позиции с четким представлением о добре и зле, о грехе и добродетели.

Преимущественное развитие душевных, интеллектуальных или телесных сил неизбежно приводит к односторонности воспитания. И лишь воспитание духовное, как основа образования, ведет к соразмеренности и гармонии, «ибо, — по словам профессора Московского университета С.П. Шевырева (1804–1864), — духовным воспитанием венчается и усовершается весь человек».

Социальное направление

Гимназия стремится как можно раньше привить детям вкус к добродетели, научить их совершать свой выбор в пользу добра, сформировать у них правильную жизненную позицию и тем самым подготовить их к жизни в социуме. Для этого она воспитывает в детях:

  • стремление и навык помогать родителям, педагогам, товарищам и всем нуждающимся людям (это служит успешной социализации воспитанников);
  • умение подчиняться родителям, педагогам (это помогает скорейшему усвоению детьми жизненного и профессионального опыта старших и наиболее полному раскрытию творческих способностей);
  • умение просить прощения и прощать (один из важнейших навыков жизни в социуме; непримиримость очень мешает человеку жить, учиться и работать с другими людьми);
  • способность сострадать больным и страждущим людям (это более всего необходимо для полноценного формирования личности: «Благотворение возвышает душу, и благотворящий ближнему стократно благотворит самому себе» (В.А. Жуковский));
  • сознание долга и личной ответственности за свои слова и поступки; «глубокое и до мелочей доходящее сознание долга — это огромная воспитующая сила, позволяющая достичь того, что не могут сделать никакие поучения или наказания» (А. Швейцер);
  • благодарность Богу и людям (это качество более всего помогает добрым отношениям с окружающими);
  • благожелательность к людям других взглядов, верований и убеждений (качество более высокое и важное, чем толерантность).

Гражданско-патриотическое направление

Одна из главных задач школьного образования — воспитание учащихся свободными и ответственными гражданами, любящими свое Отечество.

В современном мире тенденции к глобализации экономических, информационных и технологических связей сочетаются со все более четким осознанием уникальной ценности и неповторимости каждой национальной культуры. Любовь к Отечеству — чувство, столь же естественное для человека, как и любовь к матери, — должно воспитываться с детства. Для того чтобы стать ответственным гражданином демократического государства, достойно осуществляющим свои конституционные права и обязанности, ребенку необходимо еще с детства научиться чувствовать сопричастность судьбам своей Родины: научиться любить и ценить ее прошлое, быть ответственным за ее настоящее, верить в ее великое будущее. Служение Родине должно стать для него делом совести, чести, долга, любви. Если современной школе удастся воспитать эти качества, то многие проблемы нашего общества (экономические, демографические, нравственные и др.) будут решены.

Актуально звучат сегодня слова К.Д. Ушинского, написанные более века назад: «Нам не мешало бы занять, вместо прочих, одну черту из западного образования — черту уважения к своему Отечеству, а ее-то именно, ее единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили».

Невозможно привить любовь к тому, чего человек не знает, нельзя убедить защищать то, что человек не ценит, невозможно ценить то, с чем человек никак не соприкасался и никогда не был связан. Поэтому Гимназия придает большое значение углубленному изучению истории Отечества, родного языка и литературы, православной культуры России. Чувство гражданственности как деятельной любви к своему Отечеству прививается учащимся через их живое участие в реализуемых Гимназией социальных проектах «Православная культура России», «День славянской письменности и культуры».

Эстетическое направление

Задача данного направления — воспитание вкуса к истинной красоте.

Современный человек живет в информационном пространстве, наполненном подделками красоты, эстетическими суррогатами, которые во множестве предлагает эстрада, бульварная литература, реклама, большинство передач радио и телевидения. Молодой человек в современном мире оказывается эстетически дезориентирован, навыки полноценного эстетического восприятия подменяются у него примитивными эмоциями, выражающимися в примитивной, на уровне Эллочки-Людоедки, терминологии: «прикол», «отстой», «круто» и т.п. Противостояние данной негативной тенденции является одной из актуальных задач современной российской школы.

Гимназия основывается на том понимании красоты, которое на протяжении столетий было традиционным для отечественной культуры. От восхищения послов князя Владимира богослужением в храме Святой Софии Константинопольской до слов Ф.М. Достоевского «красота спасет мир» в ней живет идеал «благообразия»— переживания красоты как святости и святости как красоты (академик С.С.Аверинцев). Такая красота — не просто красивость, а нравственно действенная, преобразующая душу сила.

Ученики Гимназии учатся восприятию этой красоты не только на уроках эстетического цикла (МХК, музыки, изобразительного искусства), не только на уроках литературы и истории, но и в ходе изучения курса «Православная культура России», а также на занятиях хоровой школы и иконописного кружка, при проведении концертов на Рождество Христово и в Дни славянской письменности и культуры, на заседаниях научных Обществ Гимназии. На курсах «Основы медицинских знаний» и при участии в благотворительных акциях Гимназии они знакомятся с самой возвышенной красотой — красотой милосердной и жертвенной души.

Трудовое направление

Одной из важных составляющих воспитательного процесса в Гимназии является формирование у учащихся привычки и любви к труду.

Подлинное трудолюбие формируется не только физическим, но и умственным трудом, учебной деятельностью и всей сферой духовной жизни. Гимназия прежде всего направляет свои усилия на повышение мотивации к учебе, учит детей помогать родителям, прививает им навыки социальной работы.

Воспитание через участие в праздниках

Воспитательная работа реализуется через участие гимназистов в подготовке и проведении церковно-гражданских праздников. Праздники поддерживают живую связь времен, сохраняют народную память, а потому имеют большое значение для воспитания гражданственности и патриотизма. Через ежегодный круг празднуемых событий у детей формируется система духовных ценностей и жизненных приоритетов. Все учащие и учащиеся Гимназии с самого первого года ее существования принимают участие в подготовке и проведении целого ряда праздников для жителей Академгородка: Рождество Христово, Пасха, День Победы, День славянской письменности и культуры, День народного единства.

Православные праздники в Гимназии давно стали любимыми и для детей, и для взрослых. Полнота радости праздника достигается, если ему сопутствуют милосердие, благотворительность, доброделание, то есть служение ближнему.

Особым украшением всех гимназических праздников является хоровое пение. Благодаря деятельности молодежного хора более трети выпускников Гимназии продолжают активно участвовать во всех гимназических праздниках.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Доступность обучения в современной общеобразовательной школе может оцениваться по нескольким критериям: по финансовому положению родителей, по уровню интеллектуального развития ребенка, по расстоянию от дома обучающегося до школы, по наличию помещений для учебного процесса.

Как указывалось во введении настоящей Программы, Православная Гимназия не является частной школой. Обеспечивая достаточно высокое качество образования, Гимназия является доступной для детей из всех социальных слоев населения.

Гимназия не практикует оказания платных образовательных услуг. Никогда в Гимназии не практиковался и так называемый вступительный взнос.

Существенным подспорьем Гимназии служит гимназический сельскохозяйственный участок — картофельное поле в с. Елбаши Искитимского района.

При приеме в Гимназию не производится отбор по интеллектуальному уровню, и от будущего первоклассника не требуется того, чему его должна научить сама школа.

В Гимназии успешно обучались и обучаются дети с ограниченными физическими возможностями (с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и др.), в ходе обучения по мере возможности решается задача реабилитации и социализации этих детей.

Ограничителем доступности Гимназии является нехватка помещений для параллельных классов. И в дошкольную ступень Гимназии (детский сад), и в первый класс Гимназии кандидатов бывает больше, чем позволяют вместить арендуемые Гимназией помещения.

5. Забота о здоровье и безопасности

Основными результатами заботы о здоровье и безопасности являются положительная динамика в состоянии здоровья обучающихся, снижение травматизма, отсутствие эпидемиологических вспышек внутри коллектива Гимназии, возможность успешного обучения детей-инвалидов (ДЦП, инвалидов по слуху), снижение риска дезадаптации при переходе «сад-школа».

Основные направления программы

Гимназическая медицинская служба

За здоровьем обучающихся в Гимназии постоянно наблюдают врач и медсестра. В обоих зданиях, арендуемых Гимназией, оборудованы медицинские кабинеты.

Определение группы здоровья, физкультурной группы, назначение индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий, медицинское наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья и их оздоровление в стенах Гимназии осуществляется в ходе ежегодных профилактических осмотров детей узкими специалистами районной поликлиники, врачами-ортопедами районного врачебно-физкультурного диспансера и ортопедической клиники А.Н. Ковтуна.

Профилактические меры включают плановую вакцинацию детей, дополнение к питанию поливитаминов, поливитаминных напитков и фиточаев, а также контроль за санитарным состоянием Гимназии.

Служба питания

В Гимназии готовится двухразовое горячее питание: обед и полдник. Для повышения качества питания используются экологически чистые овощи, выращенные на гимназической ферме. Для сбалансированности питания в 1998 г. разработана и используется специальная компьютерная программа составления меню.

Физическое воспитание

Гимназия уделяет большое внимание физическому развитию обучающихся. Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале Дома ученых СО РАН (на договорной основе). Возле здания Гимназии устроена футбольная площадка, на которой гимназисты играют в футбол как после занятий, так и в перерывах между уроками в течение всего учебного года.

В начальной школе (1–4 классы) помимо утренней гимнастики в течение дня устраиваются физкультминутки, включающие упражнения по реабилитации опорно-двигательного аппарата и зрения.

Медицинское просвещение

В 2002 году в Гимназии организованы курсы «Основы медицинских знаний» для старшеклассников, на которых гимназистам 10–11 классов (помимо знаний о здоровье, традиционно получаемых на уроках анатомии, биологии, ОБЖ, химии) предоставляется возможность приобретения знаний и навыков, необходимых для оказания квалифицированной медицинской помощи окружающим, родным и близким, и благодаря которым они могут в дальнейшем работать в качестве младшего медицинского персонала в медицинских учреждениях.

Занятия на курсах ведут практикующие врачи высшей квалификации, доктора и кандидаты наук из ведущих клиник Академгородка: педиатры, хирурги, кардиологи, невропатологи и др. На курсах регулярно читает лекции главный нарколог Советского района Б.И. Тучин.

Летний оздоровительный лагерь

Учащиеся Гимназии имеют возможность оздоровительного отдыха в летнем лагере «Радонеж», расположенном в курортной зоне на берегу Бердского залива. Сосновый лес, пляж, оборудованные спортивные площадки создают все условия для их закаливания, активного отдыха, занятий спортом.

Обеспечение безопасного пространства

Для осуществления разносторонних мер по охране жизни и физического здоровья гимназистов в 2004 году в Гимназии введена должность заместителя директора по безопасности жизни и здоровья. В Гимназии создана система обеспечения безопасности учебно-воспитательного процесса, включающая: организацию безопасного пути гимназистов в школу, а также домой из школы на гимназическом автобусе; обучение правилам безопасного поведения; проведение уроков по пожарной безопасности в начале учебного года и тренировочных учений по эвакуации в течение всего учебного года; ежедневный контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в Гимназии со стороны медсестры и врача Гимназии; тесное сотрудничество с инспекторами ГИБДД по обучению учащихся правилам дорожного движения (учащиеся Гимназии ежегодно принимают участие в районном конкурсе «Безопасное колесо»). В каждом здании Гимназии дежурит сотрудник лицензированного охранного предприятия.

Служба здоровья персонала школы

Для сотрудников Гимназии и родителей проводятся регулярные бесплатные врачебно-консультативные приемы врачами высшей категории, кандидатами медицинских наук, работающими в приходском Сестричестве милосердия.

6. Социальные проекты Гимназии

Расширение воспитательной среды Гимназии осуществляется через разработку и реализацию социально значимых проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает становление экономической самостоятельности и социальной активности образовательных учреждений: «Школа — в широком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

С 2002 г., когда по инициативе Гимназии в Академгородке была создана Ассоциация социально-инновационных школ «Созидание», в социальных проектах Гимназии стали принимать участие другие школы Советского района г. Новосибирска.

Проект «Милосердие»

В основе проекта — курсы для старшеклассников школ Советского района «Основы медицинских знаний». Социальными партнерами Гимназии в этом проекте стали Администрация Советского района, Новосибирский медицинский колледж, 4 клиники (более 30 высококвалифицированных врачей, в т.ч. докторов и кандидатов медицинских наук, и медицинских сестер) и большинство общеобразовательных учреждений Советского района.

В 2003 и 2004 гг. Гимназии был присвоен статус областной экспериментальной площадки за организацию курсов для старшеклассников «Основы медицинских знаний». Работа курсов освещается через СМИ. Материалы о курсах представлялись на Сибирской ярмарке. Признанием значимости курсов стала победа Гимназии во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Социальный форум — 2004».

Торжественное вручение свидетельств Новосибирского медицинского колледжа по окончании курсов проходит в конференц-зале Администрации Советского района. С 2002 г. курсы окончили более 700 старшеклассников из 15 школ района. Для учебно-методического обеспечения курсов Гимназией подготовлено и выпущено два методических пособия: «Сестринский уход за больными» и «Основные болезни, неотложная помощь и уход за больными». Видеостудия Гимназии выпустила видеофильм «Учимся милосердию».

Обучение на курсах повлияло на выбор профессии некоторыми выпускниками. В летнее время несколько старшеклассников, окончивших курсы, работали в больницах Советского района и в медпункте детского оздоровительного лагеря.

Многолетняя дружба связывает учащихся Гимназии и детей из Барышевского детского дома. В праздники учащиеся Гимназии выезжают с поздравлениями, концертами и подарками в Бердский пансионат ветеранов труда, в клуб общения инвалидов при ДК «Академия», в клиники Советского района.

Проект «День славянской письменности и культуры»

Цель проекта — возрождение празднования Дня славянской письменности и культуры как всероссийского и общеславянского праздника просвещения.

С 1993 г. в Большом зале Дома ученых СО РАН Гимназия регулярно проводит традиционный концерт для жителей Академгородка. С 2002 г. в этом концерте стали принимать участие творческие коллективы других школ Советского района. В 1996 г. Гимназией был издан сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры «Слава вам, братья, славян просветители», получивший гриф Министерства образования. В 2002 г. издательством Гимназии выпущены учебное пособие «Православная культура России» и «Сборник учебно-методических материалов к Дню славянской письменности и культуры для общеобразовательных школ». Оба издания получили гриф Управления образования Новосибирской области. Сборник материалов распространен Управлением образования НСО по всем школам области.

Пять раз в связи с этим событием проводился литературный конкурс среди учащихся школ Советского района «Души прекрасные порывы». В 2005 и в 2010 годах этот конкурс был посвящен юбилеям Великой Победы и лучшие работы были опубликованы в сборнике «Души прекрасные порывы», который получили не только победители, но и все участники конкурса.

Проект «Православная культура России»

Цель проекта — ознакомление учащихся с богатейшим православным культурно-историческим наследием России.

В 2001 г. была разработана программа курса «Православная культура России» для старшеклассников, которая получила рекомендацию Управления образования Администрации Новосибирской области. В 2002 г. вышло в свет созданное в Гимназии учебное пособие Б.И. Пивоварова «Православная культура России».

В 2010 году Гимназия подготовила и выпустила в свет учебное пособие «Основы православной культуры» для учащихся 4–5 классов. В 2010–2011 учебном году идет апробация этого учебного пособия в 4 и 5 классах Гимназии. Готовится полный учебно-методический комплект по этому предмету.

Преподавателями Гимназии подготовлено учебное пособие «Религиозно-философская культура России», которое прошла экспертизу на кафедре философии НГУ и рекомендовано для учителей, преподавателей и студентов высших учебных заведений.

Проект «Гимназическое поле»

В течение 17 лет осуществляется плодотворное сотрудничество Православной Гимназии со школой села Елбаши. Гимназия помогает сельской школе одеждой, продуктами, организует выезды детей в Академгородок на Рождественскую елку в Дом ученых, гимназисты приезжают в Елбаши с концертами. Дети общаются, учатся друг у друга, происходит духовное и культурное взаимообогащение.

7. Самоуправление и СОБОРНОСТЬ

«Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем» (Закон «Об образовании», п. 1 ст. 36). В соответствии с Уставом Православной Гимназии «органом самоуправления Гимназии является попечительский совет, формируемый учредителем», то есть Приходом Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка.

В Законе «Об образовании» для государственных и муниципальных образовательных учреждений указаны два основных принципа управления — единоначалие и самоуправление (п. 1 ст. 35).

Православная педагогическая традиция также ценит принцип единоначалия. Попечительский совет Гимназии — это законодательный орган, а избираемый попечительским советом директор Гимназии осуществляет непосредственное руководство Гимназией, как капитан управляет движением корабля. Без капитана корабль не выходит в плавание.

Органичное сочетание принципов единоначалия и самоуправления в Гимназии реализуется посредством традиционного для православной педагогической традиции принципа соборности. В Гимназии на заседаниях попечительского, педагогического, воспитательского советов и родительского собрания принцип соборности позволяет находить согласованные решения, не нарушая единства всех участников совета или собрания. Очень важно, что принцип соборности не противоречит демократическому характеру принятия решений.

Принцип самоуправления реализуется и в деятельности родительского комитета, действующего на основании Положения. Его активность возрастает с каждым годом. Родительский комитет сам собирается, обсуждает насущные проблемы Гимназии и находит конструктивные пути их разрешения.

Воспитанники старших классов Гимназии каждый год в течение двух оздоровительных сезонов участвуют в проведении летнего оздоровительного сезона. В лагере они проходят педагогическую практику, работая помощниками воспитателей, руководителями кружков и спортивных секций. Участвуют они и в заседаниях педагогического совета лагеря. Работа Общества естествоиспытателей позволяет учащимся Гимназии непосредственно участвовать в формировании направлений деятельности Общества.

Образцом самоуправления может служить молодежный хор Гимназии. Самостоятельно дважды в неделю хористами проводятся сводные и разводные репетиции, прорабатывается репертуар, организуются и проводятся концертные выступления на различных сценических площадках.

Но изначальный смысл слова «самоуправление» — это умение управлять самим собой: своими чувствами, словами, поступками. Этот важный управленческий навык необходим и педагогам, и учащимся. Если же человек не научился управлять собой, то он не сможет успешно управлять другими.

Православный принцип соборности позволяет эффективно работать всем органам самоуправления Гимназии.

8. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В ходе освоения основных образовательных программ у оканчивающих Гимназию должны быть сформированы следующие компетенции:

– Духовно-нравственные.

– Социально-личностные.

– Культурные.

Духовно-нравственные компетенции

Оканчивающий Гимназию:

–  Имеет устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро — зло, свобода — ответственность, самопожертвование— эгоизм, совесть и долг.

–  С точки зрения указанных понятий умеет давать нравственную оценку поступкам и делам.

–  Умеет соотносить права человека и достоинство личности.

Социально-личностные компетенции

Оканчивающий Гимназию:

–  Дорожит духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России.

–  Умеет ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных и религиозных социальных групп.

–  Обладает навыками межкультурной коммуникации.

–  Способен занимать активную нравственную позицию в социально-конфликтных ситуациях и содействовать их разрешению.

–  Умеет ориентироваться в ситуациях, когда нужна срочная помощь человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в социальной помощи и защите.

–  Владеет нормами здорового образа жизни.

–  Обладает навыком к духовно-нравственному совершенствованию.

Общекультурные компетенции

Оканчивающий Гимназию:

–  Знает достопамятные события отечественной истории, выдающиеся памятники литературы и художественной культуры.

–  Знает имена величайших просветителей, государственных деятелей, героев, великих поэтов, писателей, музыкантов, художников и педагогов России, а также умеет оценить их вклад в развитие российской истории и культуры.

–  Умеет раскрыть особую роль православия в истории России, в становление ее духовности и культуры.

Заключение

Настоящая Программа развития Православной Гимназии отражает социальные требования к системе российского образования, изложенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны». Деятельность Гимназии как раз и направлена на сохранение единого образовательного и культурно-исторического пространства, в котором академик Д.С. Лихачев видел «не просто определенную географическую территорию, а прежде всего пространство среды, имеющее не только протяженность, но и глубину» (Лихачев Д.С. «Русская культура». М., 2000).

Гимназия открыта к сотрудничеству со всеми образовательными учреждениями России, научно-педагогическими сообществами, педагогическими вузами и другими учреждениями, участвующими в обновлении российской системы образования.

Директор Православной Гимназии
во имя Преподобного Сергия Радонежского,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры применения математических методов в экономике Новосибирского Государственного Университета
Л.П. Талышева