Концепция образования и воспитания Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского

Принята Попечительским советом Православной Гимназии 8 октября 2002 г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Организационно-правовая форма Православной Гимназии
  3. Образование и воспитание в гимназической традиции
  4. Православная Гимназия как школа-лаборатория
  5. Целостность и непрерывность гимназического образования и воспитания
  6. Социальные аспекты гимназического воспитания
  7. Заключение

1. Введение

1.1. Настоящая Концепция, принятая Попечительским советом Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского 8 октября 2002 г., излагает основные принципы гимназического образования и воспитания, проистекающие из православной педагогической традиции России и отвечающие духовно-нравственным и социальным запросам родителей (законных представителей) воспитанников Гимназии.

1.2. Концепция также устанавливает ряд руководящих принципов для всех участников воспитательно-образовательного процесса — начальствующих, учащих и учащихся: членов администрации, воспитателей, преподавателей, учителей и других сотрудников Гимназии, а также для родителей воспитанников и самих обучающихся в Гимназии.

1.3. Настоящая Концепция образования и воспитания отражает позицию учредителя Гимназии — Прихода Всех Святых в земле Российской просиявших — в сфере взаимоотношений Гимназии с государственной (муниципальной) системой образования: творческое сотрудничество Гимназии с органами управления образованием, с педагогическими вузами, с учеными заведениями, занимающимися проблемами развития и совершенствования образовательной системы России, с различными инновационными образовательными учреждениями и всеми, кто искренне заботится о судьбах гимназического образования в России и всего российского образования в целом. По согласованию с органами управления образованием Гимназия принимает участие в государственных и муниципальных образовательных программах.

1.4. Содержание и характер настоящей Концепции определяются тем, что Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского,

  • являясь по своему организационно-правовому статусу негосударственным общеобразовательным учреждением, имеющим лицензию на образовательную деятельность,
  • имея государственную аккредитацию и муниципальный статус гимназии (согласно Закону РФ «Об образовании», ст. 12, п. 6),
  • реализуя общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
  • реализуя собственные программы по начальной профессиональной подготовке, хоровому пению, изобразительному искусству и трудовому обучению,
  • осуществляя ряд культурно-просветительных и социально-благотворительных программ,
  • активно сотрудничая с государственной (муниципальной) системой образования,

с самого основания (1992 г.) функционирует в режиме школы-лаборатории и активно содействует:

  • возрождению гимназической системы в российском образовании,
  • обновлению гуманитарного образования в России,
  • совершенствованию содержания и структуры общего образования в России,
  • обновлению системы воспитания детей и учащейся молодежи,
  • росту социальной активности российской общеобразовательной школы,
  • созиданию (на районном и городском уровне) целостной системы образования и воспитания, в которой вместо жесткого разделения на государственное и негосударственное образование формируется единое образовательное пространство.

1.5. Настоящая Концепция сохраняет и развивает основные положения «Концепции непрерывного образования и воспитания», которая была принята Попечительским советом Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского в 1995 году и до утверждения настоящей Концепции являлась основным руководством для воспитательной и образовательной деятельности Гимназии.

1.6. Настоящая (обновленная) Концепция является основой для совершенствования Устава Гимназии, Внутреннего Уложения Гимназии и других учредительных и распорядительных документов Гимназии.

1.7. Учитывая эвристический характер и научно-практическое назначение настоящей Концепции, Попечительский совет Гимназии в целях дальнейшего развития гимназического образования и воспитания вправе обновлять и совершенствовать и настоящую Концепцию.

2. Организационно-правовая форма Православной Гимназии

2.1. Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского (далее — Гимназия) учреждена 19 августа 1992 года решением Приходского собрания местной православной религиозной организации — «Приход Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка (Советского района) г. Новосибирска Новосибирской епархии Русской Православной Церкви» (далее — Приход). Отношения между Гимназией и Приходом, учредившим Гимназию, определяются Уставом Прихода, Уставом Гимназии и договором, предусмотренным Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 11, п. 3).

2.2. Гимназия учреждена в 1992 г. Приходом по благословению Управляющего Новосибирской епархией Русской Православной Церкви Преосвященнейшего Тихона, епископа (ныне митрополита) Новосибирского и Бердского. Отношения между Гимназией и Новосибирской епархией определяются Уставом Русской Православной Церкви и Уставом Прихода — учредителя Гимназии.

2.3. Гимназия учреждена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 11, п. 1). Являясь по своей организационно-правовой форме некоммерческой организацией — негосударственным образовательным учреждением (НОУ) — Гимназия имеет лицензию на образовательную деятельность (А № 064641), государственную аккредитацию (ОБ № 0024368) и входит в состав общей системы образования Российской Федерации. Отношения между Гимназией и органами местного самоуправления определяются законодательством Российской Федерации.

2.4. Гимназия создает условия для реализации родителями, гражданами Российской Федерации, гарантированного государством права на получение их детьми общего образования в таком образовательном учреждении, где принципы воспитания и образования соответствуют их собственным религиозно-нравственным убеждениям, что отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права и международным конвенциям по вопросам образования, науки и культуры, являющимся частью правовой системы Российской Федерации.

2.5. Гимназия в своей деятельности руководствуется Международной конвенцией о правах ребенка, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях», Договором о сотрудничестве с Приходом, учредившим Гимназию, Уставом и Внутренним Уложением Гимназии.

2.6. Образовательная деятельность Гимназии отвечает требованиям государственных образовательных стандартов. Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и по результатам государственной аттестации имеет статус гимназии.

Общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования Гимназия реализует в структурном подразделении, именуемом Прогимназия.

Воспитанники Гимназии имеют возможность получить музыкальное образование в Хоровой школе Гимназии, функционирующей в рамках хорового отделения Детской музыкальной школы № 10.

2.7. Будучи негосударственным образовательным учреждением и успешно пройдя аттестацию, Православная Гимназия имеет гербовую печать, своим выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдает документ государственного образца об уровне полученного в Гимназии образования и имеет централизованное муниципальное финансирование.

2.8. Взаимоотношения между начальствующими, учащими и учащимися Гимназии определяются и регулируются Уставом и Внутренним Уложением Гимназии.

2.9. Отношения между Гимназией и родителями (законными представителями) обучающихся в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 46, п. 3) регулируются договором.

2.10. Высшим органом управления Гимназии, согласно п. 1 ст. 36 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в соответствии с Уставом Прихода, является Попечительский совет Гимназии, избираемый на Приходском собрании Прихода — учредителя Гимназии. Председателем Попечительского совета Гимназии, в соответствии с Уставом Прихода и Уставом Гимназии, является настоятель Прихода.

2.11. Администрацию Гимназии возглавляет директор, избираемый Попечительским советом Гимназии из числа своих членов и утверждаемый Управлением образования Администрации Советского района г. Новосибирска. Директор назначает инспектора Гимназии из числа членов Попечительского совета Гимназии. Инспектор является первым помощником директора по административной части, по воспитательной и учебной работе. В случае временного отсутствия директора его обязанности исполняет инспектор, если нет особого распоряжения Попечительского совета или директора Гимназии.

3. Образование и воспитание в гимназической традиции

3.1. Закон Российской Федерации «Об образовании» под ОБРАЗОВАНИЕМ понимает«целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула Закона). В Письме Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года (№ 13-51-28/13) «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» утверждается, что «приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». В «Программе развития воспитания в системе образования России», утвержденной Приказом Минобразования России от 18.10.99 (№ 574) подчеркивается, что «главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций».

Учитывая преамбулу Закона Российской Федерации «Об образовании» и вышеуказанные директивные документы Министерства образования Российской Федерации, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского под образованием понимает целенаправленный процесс обучения, включающий нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

3.2 Согласно библейской антропологии человек, сотворенный по образу Божию (Быт. 2 гл.), носит в себе самом образ божественной славы. Но поскольку образ Божий в человеке затемнен и даже искажен грехом, то необходимо образование человека, то есть необходимо воссоздание в человеке первозданной божественной красоты путем очищения от греха и преображения человека через святую и добродетельную жизнь.

Библейская антропология послужила основополагающим принципом христианской педагогики, которая под образованием подразумевает воссоздание в человеке образа Божия. По мнению целого ряда выдающихся русских педагогов преимущественное развитие душевных, интеллектуальных или телесных сил неизбежно приводит к искажениям, к односторонности воспитания. И лишь воспитание духовное, как основа образования, ведет к соразмерности и гармонии, «ибо духовным воспитанием венчается и усовершается весь человек» (профессор Московского университета С.П. Шевырев).

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, считал, что нельзя «воспитывать более голову, нежели сердце и всего человека». По мнению великого русского педагога К.Д. Ушинского, главная задача школьного воспитания — пробудить внимание обучающегося к духовной жизни. «Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».

Исходя из российской православной педагогической традиции, Православная Гимназия видит свою главную задачу в том, чтобы пробудить и развить живое внимание и стремление обучающихся ко всему святому, прекрасному, духовному, высоконравственному и тем самым подготовить их к правильному вступлению во взрослую жизнь по достижении совершеннолетия.

3.3 Давая своим выпускникам общее среднее образование, Гимназия воспитывает человека, способного впоследствии продолжать свое образование в высшей школе или осваивать какую-либо профессию. Но при этом основой гимназического воспитания является духовно-нравственное воспитание (воспитание доброго нрава).

О нравственности как об основе школьного воспитания писал академик Д.С. Лихачев: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)». (Д.С. Лихачев. «Русская культура».– М.: «Искусство», 2000, с. 154–155).

В этих словах замечательного русского ученого, мыслителя, педагога, патриота находит выражение традиционная для многовековой православной культуры России концепция воспитывающего обучения, в основании которого всегда полагались незыблемые принципы христианской нравственности и традиции православной культуры России.

3.4 В соответствии с указанными принципами православной педагогики Православная Гимназия ставит своей задачей не только образование (развитие) ума, но также охранение чистого сердца и укрепление доброй воли обучающихся в Гимназии. «Начало премудрости — страх Господень»(Притч. 1, 7), а страх Господень — основа и залог вечного спасения человека. Это святое чувство охраняет человека от греха, учит благоговеть перед Богом, перед родителями, перед святыней, перед жизнью и само обучение школьное воспринимать как великий Божий дар. Отсюда формируется представление об отношении учащих и учащихся в Гимназии к делу обучения: педагог — это детоводитель ко Христу, а учащийся — это ученик Христов. Тогда и обучение воспринимается как путь к вечному спасению.

3.5 Воспитательные задачи Гимназии достигаются прежде всего тем, что все начальствующие, преподаватели, воспитатели и другие сотрудники Гимназии, помня о целях Гимназии и своем педагогическом призвании, должны служить для воспитанников и воспитанниц примером благонравия, трудолюбия, взаимопомощи, точного и ревностного исполнения своих христианских и собственно гимназических обязанностей.

3.6 Нравственные качества, которые призвана воспитывать Гимназия: доброта, благодарность, совестливость, верность, милосердие, сострадание, жертвенность, честность, скромность, благопристойность, почтительность, трудолюбие, терпеливость, великодушие, мужество, опрятность, добросовестность.

3.7 Гимназия призвана предостерегать и ограждать обучающихся и всех участников образовательного процесса от таких опасных для духовно-нравственного воспитания пороков, как праздность, гордость, дерзость, тщеславие, самость, леность, притворство, лживость, коварство, неблагодарность, зависть.

3.8 Принципы нравственного руководства и методы воспитательной работы в Гимназии прописаны во Внутреннем Уложении Гимназии, которое является основным документом, определяющим взаимоотношения начальствующих, учащих и учащихся.

3.9 Основными мерами нравственного руководства в Гимназии являются: личный пример воспитателя, наставление, призыв, напоминание, увещание, надзор, поощрение, взыскание.

3.10 В «Правилах поведения обучающихся в Гимназии» сформулированы требования к нравственному облику воспитанника Гимназии. Доброхотное исполнение этих правил свидетельствует о желании обучающихся учиться и воспитываться именно в Православной Гимназии.

4. Православная Гимназия как школа-лаборатория

4.1 Реформа образовательной системы России, обозначенная в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), привела не только к необходимости изменения системы управления образовательными учреждениями, но и к необходимости обновления содержания образования. Православной Гимназией, учрежденной Приходом в том же 1992 году, с самого основания была поставлена двуединая педагогическая задача: возрождение духовно-нравственного воспитания и обновление содержания образования.

4.2. Целостное образование в средней школе может быть достигнуто только тогда, когда фундаментальные основы знаний, получаемые в школе, проистекают из одной культурно-исторической традиции, а не являются разрозненными и никак между собой не связанными, «когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга, а не друг против друга». Задача Гимназии — всемерно содействовать тому, чтобы учебный план и содержание отдельных предметов способствовали созданию целостной системы гимназического образования.

4.3 Более семидесяти лет содержание образования советской школы было пронизано так называемым «научным атеизмом», и материалистическое вероучение было господствующим не только в естествознании, но и в области гуманитарных предметов. Поскольку духовно-нравственное воспитание детей и молодежи невозможно без соблюдения принципа свободы вероисповедания, а гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от отношения к религии (Закон РФ «Об образовании», ст. 5, п. 1), Православная Гимназия (в соответствии с п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании») определяет содержание образования самостоятельно, учитывая требования государственных образовательных стандартов.

4.4 Имея попечение о духовно-нравственном воспитании обучающихся, Гимназия реализует комплекс воспитательных программ, непосредственно связанных с обучением труду, пению, изобразительному искусству, с прикладными видами искусства, с летним оздоровительным отдыхом, концертной деятельностью Гимназии. Важное место в гимназической системе образования и воспитания отводится физической культуре и спорту (общефизическая подготовка, занятия в спортивном зале, в бассейне, лыжный спорт, игровые виды спорта, шахматы). В летнее время особое внимание уделяется организации спортивных занятий и игр в детском оздоровительном лагере.

4.5 В целях обновления содержания образования Гимназия постоянно разрабатывает и апробирует учебные программы, учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы по родной истории, русской словесности, русскому языку, русской литературе, по православной культуре России и другим учебным курсам. НИПКиПРО издан подготовленный Гимназией сборник тематических уроков по русскому языку, истории и литературе, посвященный Дню славянской письменности и культуры.

4.6 В стенах Гимназии, а также НИПКиПРО проводятся курсы повышения квалификации для учителей отечественной истории и литературы по «Православной культуре России», а также августовские конференции для учителей Советского района города Новосибирска по отечественной истории, русскому языку и литературе.

4.7 Принципиальное значение для функционирования Гимназии в режиме школы-лаборатории имеет собственная издательская деятельность Гимназии. В 1995 году Гимназия получила государственную лицензию на издательскую деятельность (лицензия продлена в 2000 году). Выпущенные Гимназией учебные пособия «Евангелие в нашей жизни» и «Слава вам, братья, славян просветители!» рекомендованы Министерством образования Российской Федерации для употребления в системе дополнительного образования. Учебное пособие «Православная культура России» рекомендовано Управлением образования Администрации Новосибирской области в качестве учебного пособия для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев при проведении факультативных, историко-культуроло-гических курсов в школьном и региональном компоненте базисного учебного плана. Учебники по родной истории, русскому языку, а также учебно-методические пособия, изданные Гимназией, используются различными образовательными учреждениями города Новосибирска и других городов России.

4.8 Основным принципом гимназического преподавания дисциплин гуманитарного цикла является источниковедческий принцип освоения культурно-исторического наследия, хранимого отечественной и мировой историко-филологической наукой. Реализуя программы по русскому языку, литературе, словесности, истории, древним и новым языкам, обществознанию, Гимназия знакомит обучающихся с отечественным и мировым культурным преданием. Предание — это та часть культурно-исторического наследия, которая передается из поколения в поколение. Церковное предание — священное наследие верующих, передаваемое посредством непрекращающейся литургической жизни христиан. Историко-филологическое предание — это культурно-историческое наследие, хранимое поколениями ученых-филологов и оказывающее существенное влияние на образование.

4.9 Гимназия предоставляет возможность всем сотрудникам реализовать свои творческие способности в области развития и обновления образования, печатая свои учебные и учебно-методические разработки в гимназическом журнале «Источни-ко-ве-де-ние в школе» с привлечением к этой работе гимназистов. Главная задача этого журнала — помочь учителю и ученику ближе познакомиться с теми источниками, о которых в учебниках либо упоминается кратко, либо не упоминается вообще. Другая задача — привить вкус к работе с новыми материалами, вкус к источникам, к самостоятельному поиску, сравнению, изучению источников, а через это — любовь к изучаемому предмету. На этом пути обучающийся получает не только знания, но и впечатления, которые в конечном итоге служат к укоренению и усвоению знаний. Источники помогают доброкачественному преподаванию и освоению учебных предметов, обращение к источникам позволяет быстрее сделать шаг к самостоятельному исследованию. Журнал «Источниковеде-ние в школе» призван способствовать постоянному обновлению хрестоматийного материала по различным учебным предметам.

4.10 В учебном плане Гимназии важное место занимают такие учебные курсы, как Церковное Богословие, церковнославянский и церковногреческий языки, церковное пение, которые преподаются по авторским программам и органично входят в комплекс гимназических предметов гуманитарного цикла. Эти учебные курсы помогают глубже постигнуть истоки духовности и культуры России.

4.11 Российская православная педагогическая традиция не противопоставляет религиозную веру научному естествознанию, поскольку в самом естествознании нет атеистических или антирелигиозных теорий, существуют лишь атеистические и антирелигиозные интерпретации тех или иных естественнонаучных явлений и фактов. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, по этому поводу говорил: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством». Современное научное естествознание возникло в лоне христианской культуры, которая демифологизировала природу и открыла прямой путь к научному постижению мироздания.

4.12 Общее образование, понимаемое как образование универсальное, должно способствовать формированию у обучающихся в Гимназии целостного мировоззрения, сочетающего начатки преподаваемых в школе современных научных знаний с духовными и нравственными ценностями, накопленными прежними веками российской и мировой христианской истории и культуры. Все учебные предметы, преподаваемые в Гимназии, должны составлять одну неразрывную цепь человеческих познаний, необходимых как для становления духовной культуры обучающихся, так и для дальнейшего продолжения их образования.

4.13 Преподавая природоведение, физику, астрономию, химию, биологию, географию и другие предметы естественнонаучного цикла, Гимназия ставит задачу не только реализовать базисные программы этих учебных предметов, отвечающие государственным образовательным стандартам, но и знакомить обучающихся с историей развития и становления современных естественнонаучных представлений, а также с наиболее значимыми (в мировоззренческом аспекте) современными проблемами этих естественнонаучных учебных дисциплин. При таком подходе не остается места для спекуляций на тему «наука против религии», а также для псевдонаучных гипотез и теорий, которые не сочетаются ни с религиозным, ни с научным мировоззрением. Современная научная картина природы не противоречит христианскому мировоззрению, а христианское мировоззрение не только не препятствует научному постижению природы, но и способствует развитию научных знаний. Поэтому преподавание в Гимназии предметов естественнонаучного цикла осуществляется в контексте православного мировоззрения.

4.14 Православный взгляд на научные знания и исследования, отраженный в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», исключает из области гимназического образования все виды оккультной и неоязыческой теории и практики: астрологию, теософию, антропософию, парапсихологию, всякого рода «паранауку», а также основанные на них сомнительные педагогические приемы и «образовательные технологии» (например, медитацию). Гимназия старается ограждать своих воспитанников от влияния псевдохристианских и псевдорелигиозных учений, движений и деструктивных сект, которые пропаганду своих лжеучений преподносят в наукообразной форме (неогностицизм, «новая хронология» Фоменко).

4.15 Важным элементом гимназического образования являются практические знания и навыки, позволяющие детям самостоятельно познавать красоту и целесообразность окружающего мира. Гимназические научные общества (Общество естествоиспытателей, Общество любителей русской словесности и древностей Российских, Общество любителей Богословия) способствуют развитию интереса гимназистов к новым знаниям и формированию исследовательских навыков. Академик Д.С. Лихачев считал, что «в сообществе с гуманитарными знаниями воспитывают учащегося и знания технико-естетственные. Математика развивает мышление и интуицию, естествоведение —нравственное отношение к природе (экология только тогда действенна, когда она идет рука об руку и с моральным развитием человечества), ручной труд (в нем также имеется своя моральная основа) — воспитание трудолюбия (впрочем, трудолюбие развивается любым школьным предметом при правильном его преподавании). Одним словом, воспитание в школе должно основываться на взвешенном и продуманном отношении между гуманитарными знаниями и знаниями естественно-техническими при преобладании, конечно, как явствует из вышесказанного, гуманитарных» (Д.С. Лихачев. «Русская культура».– М.: «Искусство», 2000, с. 155).

4.16 Благодаря сотрудничеству с Сестричеством Прихода Гимназия принимает самое активное участие в организации курсов «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» для профориентации старшеклассников Советского района города Новосибирска.

4.17 На базе Гимназии проводятся совещания директоров школ, заместителей директоров школ по воспитанию, заведующих детскими садами по вопросам подготовки к празднованию Дня славянской письменности и культуры, гражданского воспитания, профориентации старшеклассников.

4.18 Деятельность Православной Гимназии как школы-лаборатории осуществляется через работу методических объединений, гимназических кафедр, научных гимназических обществ и научно-издательского совета.

4.19 Гимназия, занимаясь обновлением содержания образования, помогает консолидировать образовательные учреждения г. Новосибирска на возрождение и утверждение российских культурно-исторических традиций.

4.20 В 2002 году в Гимназии разработан проект муниципальной Программы «Нравственное здоровье детей и обучающейся молодежи г. Новосибирска», представленный в мэрию г. Новосибирска.

5. Целостность и непрерывность гимназического образования и воспитания

5.1 Как указывалось выше (п. 1.5), настоящий документ сохраняет и развивает основные положения предшествующего варианта Концепции, который именовался «Концепция непрерывного образования и воспитания» (1995 г.). Принцип непрерывности является одним из основополагающих в системе гимназического образования и воспитания и реализуется через организацию учебно-воспитательного процесса в течение всего года, а не только в период учебного времени.

5.2 Реализация принципа непрерывности образования и воспитания осуществляется благодаря комплексу структурных подразделений Гимназии, объединенных единой Концепцией, имеющих единое управление, а также скоординированные образовательные и воспитательные программы. Православная Гимназия включает в себя Прогимназию (реализующую программы дошкольного и начального образования), Хоровую школу и Научно-издательский сектор. Благодаря наличию базы для летнего оздоровительного отдыха детей и молодежи (епархиальный лагерь «Радонеж») Гимназия также осуществляет летний оздоровительный отдых детей, а благодаря курсам младших медицинских сестер, учрежденных при Сестричестве Прихода, Гимназия реализует программу профориентации старшеклассников. Кроме того, имея сельскохозяйственный участок в Искитимском районе Новосибирской области, Гимназия осуществляет практику по трудовому обучению и воспитанию.

Включение в учебно-воспитательный процесс детей с трехлетнего возраста (православный детский сад — дошкольное отделение Прогимназии), переход из старшей группы детского сада в начальную ступень Гимназии (1–4 классы), реализация образовательно-воспитательных программ Гимназии в период летнего отдыха в лагере, летние сельскохозяйственные работы, круглогодичная культурно-просветительная и социально-благотворительная деятельность Гимназии — все это способствует реализации традиционных для православной педагогики принципов непрерывного образования и воспитания.

5.3 Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи невозможно без постоянной заботы об их обучении, занятости, досуге и отдыхе. Принципиально важным звеном непрерывного образования и воспитания обучающихся в Гимназии является их круглогодичное участие в воскресных и других праздничных церковных службах.

5.4 Гимназия, заботясь о своих выпускниках, продолжает поддерживать с ними тесные связи. Большинство выпускников (в 2002 году в Гимназии состоялся пятый выпуск) активно участвуют в церковно-приходской жизни, некоторые продолжают занятия и выступления в сводном гимназическом хоре, в ансамбле Гимназии, многие выпускники летом работают в детском оздоровительном лагере.

6. Социальные аспекты гимназического воспитания

Жизнь человека не бесцельна и не бессмысленна. Христиане верят, что Господь будет судить человека в зависимости от того, как он относился к ближним: кормил ли голодных, одевал ли тех, кто не имел одежды, посещал ли больных и находящихся в темнице. Всё это не что иное как социальный аспект церковной жизни. Христос-Судия на Страшном Суде одним людям скажет: «Так как вы сделали это (оказали милость) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Другим Он скажет: «Так как вы не сделали (не оказали милосердия) одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 45). Притча о милосердном самарянине (Лк. 15; 25–37) учит, что в центр жизни следует ставить не себя, а человека, который в данный момент нуждается в твоей помощи. Христианская жизнь проверяется по тому, как человек, носящий звание христианина, относится к другим людям и к окружающему его миру.

Православная Гимназия ставит задачу воспитывать в детях:

  • стремление и навык помогать дома родителям, в школе учителям, воспитателям и всем учащим и учащимся в самых обычных обстоятельствах и обыденных заботах. Отдельные, даже самые выдающиеся поступки, не могут сформировать социально ориентированной личности или заменить заботу о тех, кто ежедневно заботится о нас самих. Не научившийся помогать дома и в школе — не будет стремиться помогать людям везде и вообще не узнает радости помогать и служить людям;
  • умение подчиняться, потому что в социуме всё держится на подчинении и соподчинении. Умение подчиняться родителям, воспитателям, преподавателям научит и в будущей (взрослой) жизни подчиняться начальствующим лицам. Неумение или нежелание подчиняться родителям и школьному руководству одним из важных последствий имеет то, что «анархист», достигши начальственного положения, не может быть добрым и умелым руководителем для других. Неумение подчиняться более всего вредит любому общему делу. Добродетель же послушания более всего помогает раскрытию творческих способностей человека;
  • сострадание к больным, страдающим и нуждающимся людям. Таких людей вокруг нас очень много. Сострадательный человек всегда будет правильно ориентирован в социальной жизни. Даже небольшая, но постоянная забота о нуждающемся (или нуждающихся) в помощи будет помогать правильному формированию личности. Без сострадания воспитывается ущербная личность;
  • личную ответственность за свои слова, поступки и мысли, за истраченное время, за свою семью, за школу, за свой класс, даже за свою парту или рабочий стол, за все окружающее. Ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать. Важнейшими составляющими экологического воспитания становятся: забота об окружающей природе (мир Божий), о культурно-историческом наследии (родные святыни), о духовных ценностях («экология духа», по выражению Д.С. Лихачева). Грех всегда разрушает (личность, семью, сообщество, государство), ответственность — сохраняет;
  • умение просить прощение и прощать — один из важнейших навыков жизни в социуме. Неумение просить прощение показывает отсутствие критического отношения человека к себе, а без этого не может быть правильного отношения и к другим людям. Тот, кто не прощает, носит вред в себе самом, непримиримость же страшно мешает жить, учиться и работать с другими людьми;
  • благодарность Богу и людям. Неблагодарность — это страшный грех, который искажает жизнь самого неблагодарного человека и всегда препятствует установлению правильных отношений с окружающими. Благодарность необходима прежде всего самому благодарящему, она же характеризует его верность. Чаще всего худые изменения в жизни начинаются с нашей неблагодарности;
  • благожелательность ко всем людям. В мире и даже вокруг нас живут, учатся, работают очень разные люди. В некоторых людях мы не умеем видеть наших братьев и сестер. Осуждать других легко, но это не безвредно, потому что только Господь в совершенстве знает меру ответственности другого человека. Не смеяться над другими, не осуждать огульно людей, не глумиться над людьми с помощью анекдотов — значит избегать неразумного отношения к другим людям. Нетерпимость к людям может стать искрой для вражды. Лучше помогать и сострадать. Осуждение и злословие других чаще всего обнаруживает недостаток добра в нас самих.

Все вышеуказанные добродетели являются самыми важными для жизни воспитанников Гимназии в социуме.

7. Заключение

Православная Гимназия осуществляет свою образовательную деятельность в едином образовательном пространстве с другими образовательными учреждениями города Новосибирска. По мере возможности Гимназия стремится возрождать российские педагогические традиции и православную культуру России.

Гимназия открыта к сотрудничеству со всеми образовательными учреждениями России, научно-педагогическими сообществами, педагогическими вузами и другими учреждениями, участвующими в обновлении российской системы образования и воспитания.