Сергий Радонежский — печальник Русской земли

Среди всех святых, прославившихся в Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя преподобного Сергия Радонежского. Родился он около 1314 года и при крещении был назван Варфоломеем. Семи лет был отдан в школу, где уже учились его братья Стефан и Петр. Поначалу ученье не давалось Варфоломею, и потому он подвергался наказанию от учителя и насмешкам от сверстников. Часто молился отрок о том, чтобы ему была дарована способность к учению.

Однажды отец послал его в поле привести лощадей. У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Дождавшись окончания молитвы, отрок подошел к старцу и попросил его помолиться о том, чтобы ему открылась грамота. Сотворив молитву, старец дал отроку кусочек церковного хлеба — просфоры. В тот же день Варфоломей поразил своих родителей и братьев тем, что начал успешно читать по Псалтири и вскоре знаниями превзошел своих братьев и сверстников. Описанный эпизод из детства преподобного Сергия запечатлен на картине «Явление отроку Варфоломею» художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).

Шесть с половиной веков назад, в трудные для Руси времена татаро-монгольского ига, преподобный Сергий устроил недалеко от Радонежа храм, а затем монастырь в честь Святой Троицы. Ныне этот монастырь известен всему миру как Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель до сего дня является сердцем церковной жизни и величайшей сокровищницей православной культуры России.

«Чтобы понять Россию, — писал священник Павел Флоренский, — надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, "чудного старца", святого Сергия».

Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником Земли Русской». Что означает в данном случае слово «Печальник»?

«Печаловаться» — в переводе с церковнославянского языка значит 'ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого'. Великим Печальником за всю Землю Русскую стал преподобный Сергий Радонежский.

Искреннюю любовь и уважение питал ко святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к Преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей.

Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Святой Сергий благословил на эту битву князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания и победишь!». По просьбе князя Преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

Главной духовной заботой преподобного Сергия было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками. Неслучайно храм и монастырь он основал в честь Святой Троицы. Святой пламенно желал, чтобы русские люди, «взирая на Пресвятую Троицу, препобеждали ненавистную рознь мира сего». Единодушие и братолюбие сынов и дочерей Руси стали залогом освобождения от татаро-монгольского ига.

В Смутное время начала XVII в., по словам историка К.К. Случевского, «Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам»1. Организовывая освободительное движение, лаврский игумен Дионисий «писцов борзых и доброумных у себя имея, работая с ними по ночам, писал грамоты поучительные и во все города их посылал». Около 16 месяцев (1608 – 1610 гг.) две с половиной тысячи защитников Лавры сопротивлялись двадцатитысячному войску Лжедмитрия II и польского воеводы Яна Сапеги. К концу осады, по свидетельствам летописателей, оставалось только двести человек, способных носить оружие, но Лавра выстояла!

Келарь (помощник игумена) Троице-Сергиевой Лавры, известный писатель своего времени, Авраамий Палицын (ум. 1626), был одним из руководителей освободительного движения. Он лично ездил к князю Пожарскому, убеждая его двинуться на освобождение Москвы. Казна и продовольственные запасы Лавры была полностью предоставлены на нужды народного ополчения. Именно отсюда, от стен Лавры, как когда-то князь Дмитрий Донской, уходили ополченцы на Москву, каждый получая благословение игумена. Роль Лавры в деле освобождения Руси от поляков была оценена современниками и потомками: именно Авраамию Палицыну было доверено торжественно объявить народу на Красной площади об избрании нового царя — Михаила Романова. В одном ряду с Мининым и Пожарским в качестве примера самоотверженного служения Родине император Александр I в Манифесте, объявлявшем начало Отечественной войны 1812 года, назвал имя келаря Авраамия Палицына.

«Многосветлым светильником Российской Земли» именуется преподобный Сергий в церковных молитвах. Основанная им Лавра стала одним из важнейших просветительных центров России: «Бесчисленные поколения русских святых, бывших преподобного Сергия именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать, русскую идею в ее целом...». (Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей. Т. 16.— М., 1990, с. 408.)

В Лавре многие годы трудился преподобный Максим Грек, «Максим чудный философ», как называли его древние авторы,— один из образованнейших людей эпохи, долгие годы перед этим живший в культурной столице Европы — Флоренции и лично общавшийся с известнейшими философами и художниками Возрождения. Его книги, как и множество других, в Лавре переписывали и рассылали «в монастыри многие, паче же в соборные храмы». По словам древнего автора, «у Живоначальной Троицы в Чудотворцеве Сергиеве обители книгами исполнено» — библиотека Лавры к XVIII веку насчитывала более тысячи рукописей. Это было одно из крупнейших рукописных собраний в России! В основу духовного чтения братии преподобным Сергием были избраны творения преподобного Иоанна Лествичника и Аввы Дорофея. (Азбука духовной жизни.— М., 2001.)

И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры люди со всех концов России, чтобы помолиться, поклониться ее главной святыне — мощам преподобного Сергия, великого святого, воплотившего в себе лучшие черты русского человека.

Из учебника «Православная культура России»