Ответственность школы и семьи в деле нравственного воспитания детей и молодежи
О нравственном воспитании детей и молодежи писали многие представители русской педагогической школы.
Сегодня, к сожалению, мало кому известно имя профессора Московского университета, декана историко-филологического факультета Памфила Даниловича Юркевича, а ведь он был одним из первых отечественных педагогов, кто науку о воспитании вознес на духовную высоту.
Будучи православным философом, Юркевич рассматривал жизнь как крестоношение. «Воспитание, — писал он, — не просто питание. Приставка вос- превращает горизонтальность земного бытия в вертикаль восхождения к бытию небесному, когда сама тяжесть несения креста превращается в невесомость воскресения, вознесения».
По сути, вся педагогическая теория Юркевича посвящена этой приставке вос-, то есть — тому высокому, значительному и главному, тому священному, посредством которого только и может произойти преображение человеческой личности, посредством которого человек обретает смысл жизни, ее полноту, целостность, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье.
Другой русский философ и педагог, профессор Киевского, Белградского, Пражского и Парижского университетов Василий Васильевич Зеньковский предупреждал:
«Человек по природе духовен, но духовная жизнь может не быть сосредоточенной вокруг идеи Бога — она может рассеиваться по каким-либо частичным и неполным идеям, может быть связана со злом...
Мы не можем перестать быть духовными, но мы можем... за чечевичную похлебку ничтожных достижений разменять наше духовное первородство.
В каждом из нас духовная жизнь есть, но она должна быть устроена и освящена светом Божиим, иначе она будет пребывать в хаосе и будет источником не нашей силы, а наших ошибок, противоречий, грехов».
Вот почему в нашей отечественной культуре на протяжении веков полноценное воспитание традиционно обеспечивалось триединством семьи, школы и Церкви.
Воспитательное влияние Церкви происходит благодаря тому, что она является хранительницей эталона нравственности. В Церкви воспитывается культура желаний, умение ограничивать, исправлять себя.
В Церкви ребенок испытывает и влияние высокого искусства. Величественный, строгий стиль архитектуры храма; мелодичность и торжественность церковных напевов; поэтическая красота словесных произведений; иконы, раскрывающие идеалы совершенной жизни; — все это не может не воздействовать на душу ребенка.
О красоте, преображающей душу человека, писал академик Сергей Сергеевич Аверинцев: «Переживание красоты служит решающим богословским аргументом. Красота — критерий истины, и притом наиболее важной из истин... „Бог с человеками пребывает“ там, где есть красота».
Именно это свидетельство о красоте и гармонии Православного Богослужения явилось (послужило) решающим аргументом в цивилизационном выборе святого равноапостольного князя Владимира.
И именно на церковном фундаменте православия на протяжении тысячи лет созидались духовно-нравственные скрепы нашего общества, лучшие воспитательные и образовательные традиции.
Что мы имеем сейчас?
Религиозное оскудение в обществе привело к разложению и упадку семейной жизни.
Семья уже почти не является духовным организмом — это скорее бытовая и социально-психологическая структура (организация), в силу чего она начинает утрачивать свою главную, питательную для детей силу.
В итоге, живительное действие семьи, которая в раннем детстве является единственной социальной средой, близкой, нужной и дорогой для ребенка, — часто незаметно, а порой и внезапно приостанавливается, как будто парализуется встречным влиянием на ребенка внешней среды.
Удержать ребенка внутри дома, если нет духовного скрепляющего основания, семья не способна. Конкурировать, состязаться с внешней средой ей не под силу.
Кризис углубляется в период отрочества — со всеми его глубокими физиологическими, психологическими и духовными переменами.
Интерес к внешнему миру, часто холодному и жестокому; приспособление к нему; связанное с этим неизбежное опустошение, — сменяются у подростка равнодушием, иногда даже враждебностью к внешнему миру и его порядку.
Все его внимание переключается теперь на собственный внутренний мир. Этот мир предстает перед ним как некая бездна, в которой он плохо разбирается и откуда исходят страстные, часто противоречивые, самому подростку непонятные и опасные устремления.
К чему все это приводит, мы узнаем из устрашающих сводок о суициде среди подростков.
А теперь зададимся вопросом: не виноваты ли в этом мы, взрослые? И не получается ли у нас, как у пророка Иеремии: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?.. (Иер. 31:29)
Может ли сложившуюся ситуацию исправить школа?
Все классики отечественной и мировой педагогики на обучение смотрели только как на средство к нравственному возвышению человека и нравственность ставили выше учености. История европейской и отечественной школы свидетельствует о том, что она всегда была теснейшим образом связана с Церковью, родилась в ее недрах.
Духовное опустошение XX века не могло не коснуться школы. Дошло до того, что нам в последнее десятилетие вдруг объявили: «Школа — это услуга рынка, и стратегию развития образования должен определять бизнес». Невольно возникает такая ассоциация с известным ветхозаветным сюжетом:
«Мы не успели выйти из безбожного Египта и не успели еще дойти до православного Ханаана, как нам в пустыне безверия подсунули золотого тельца и мы теперь хороводим вокруг новой идеи обогащения».
В итоге школа сосредоточила свое внимание на интеллектуальном, частично — физическом и социальном, развитии и отгородилась от духовных исканий.
Искусственно отодвигая от себя духовную сферу, опасаясь даже знакомства с нашей великой православной культурой, — школа лишает себя огромного творческого и нравственного потенциала.
Зато большие надежды теперь возлагаются на информационно-компьютерные технологии. А между тем есть серьезное и небезосновательное опасение, что раннее внедрение в школе компьютеров формирует у детей потребительское отношение к получению знаний, и как следствие — к жизни, препятствует воспитанию навыка трудиться и преодолевать трудности, а кроме того подавляет развитие творческого мышления. Дети утрачивают способность логически мыслить.
Приведу один красноречивый факт. Создатели информационно-компьютерных технологий, сотрудники Кремниевой долины — эпицентра высоких технологий, где размещаются такие гиганты, как Microsoft, Google, Apple и др., — своих собственных детей отправляют учиться в элитные школы, где нет ни одного компьютера. Их использование в школе строго запрещено и не поощряется дома.
Я вовсе не противник внедрения в учебный процесс новейших информационных технологий. Более того! Являясь преподавателем математики в Новосибирском государственном университете, я в своем лекционном курсе, а также на семинарских занятиях, проводимых в компьютерном классе, активно их использую. Это существенно оживляет, украшает и обогащает форму подачи материала, делает курс занимательным, интересным для студентов.
Но всему свое время! Мы должны заботиться о безопасности наших детей, имея в виду те угрозы, которые таит в себе интернет, социальные, а точнее асоциальные, сети, создающие возможность разного рода киберпреступлений и махинаций!
Не усаживаем же мы семилетнего ребенка за руль автомобиля! Мы за то, чтобы к современным технологиям получали доступ люди подготовленные — интеллектуально, нравственно, духовно.
А духовное состояние молодых людей вызывает серьезнейшую тревогу. Не имеющие нравственного стержня, не способные самостоятельно мыслить, подростки с раннего возраста попадают в зависимость от чуждых нашей культуре псевдоценностей и греховных устремлений. Им не кажутся кощунственными извращенные постановки произведений классиков, они с готовностью откликаются на призывы участвовать в монстрациях, праздновании хэлоуина.
Они даже не догадываются, что культура — это то, что возвышает человека, обновляет, очищает его. И что такое преображение, возвышение — многие из них тоже не понимают.
Что делать? — Формировать у детей нравственный иммунитет, целостное мировоззрение! Учить их различать добро и зло, или, как мудро выразился Святейший Патриарх Кирилл, в загазованном информационном пространстве, в котором мы все оказались, «уметь отличать сигнал от шума».
Мне тоже приходится решать аналогичную задачу со своими студентами. Мы учимся строить математические модели, описывающие поведение различных процессов. И принципиально важно при этом уметь фильтровать шум и выделять сигнал. В качестве одного из инструментов я рекомендую им использовать спектральный анализ.
А в воспитании детей таким инструментом, устанавливающим границу между добром и злом, является нравственный кодекс, представленный Евангельскими заповедями.
Именно из него произрастает система базовых ценностей, которые формируют личность ребенка и помогают ему в бурлящем информационном потоке отсеивать то, что не соответствует его ценностным установкам.
Без этого нравственного закона невозможно спасти погибающий институт семьи, возродить систему образования, сохранить наших детей и более того — всю земную цивилизацию.
А начинать нужно с себя. В трудах митрополита Антония Сурожского сквозной нитью проходит мысль о том, что невозможно отречься от греховного мира, пока не встретишь человека, на лице которого отображается сияние вечности.
Кто из нас, родителей и педагогов, этому образцу соответствует? Ответ не озвучиваю, он очевиден.
Но врач, даже если он болен, продолжает лечить других людей! Так и мы, педагоги, должны стараться формировать такую среду, такое культурное пространство, которое будет способствовать нравственному воспитанию детей.
Знакомство с памятными историческими событиями, музыкальными, художественными и литературными шедеврами, которые провозглашают красоту души, красоту добродетели, красоту подвига,— может стать поворотным в жизни ребенка.
Богатейшее духовное наследие, накопленное за тысячелетнюю историю нашего Отечества, — это тот бесценный ресурс, который школа способна и, я бы даже сказала, обязана использовать в решении задачи обновления содержания образования.
Пользуясь случаем, я хотела бы выразить глубокую признательность нашему Министерству образования, которое заботится о нравственном воспитании детей и молодежи:
- организует научно-педагогические конференции, приуроченные к важным церковно-государственным событиям;
- проводит областные конкурсы для детей по литературе «Души прекрасные порывы» и в области искусства «Красота Божьего мира»;
- устраивает Шествие школьников с буквами в День славянской письменности и культуры (это уникальный, единственный в России опыт);
- а буквально вчера в конференц-зале Администрации Новосибирской области состоялось торжественное открытие Общества русской словесности.
Мы очень надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в воспитании наших детей.
Образовательный форум, в котором мы с вами участвуем, носит название «Рождественских Чтений». И мне хочется поздравить всех с наступающим праздником Рождества Христова и предложить вам одно из выступлений младшего хора нашей гимназии на традиционном Рождественском концерте в Доме Ученых.
Благодарю за внимание!