Доклад директора Гимназии Л.П. Талышевой на Августовской районной педагогической конференции

По пути к обновлению содержания образования

(Август 2018 г.)

XIX век называют Веком Пушкина. Но иногда добавляют: «И святителя Филарета», того самого, который многим известен по его стихотворной переписке с великим поэтом. Знаменитый проповедник, образованнейший и мудрейший из людей, которого еще при жизни называли «московским Златоустом», митрополит Филарет написал однажды:

«Несчастье нашего времени в том, что количество погрешностей и неосторожностей, накопленное не одним уже веком, едва ли не превышает силы и средства исправления».

Эти слова в полной мере применимы и к нашему времени. Все мы единодушны в том, что воспитывать и обучать детей становится всё сложнее.

Сама школа сегодня работает в режиме бесконечных перемен. Серия так называемых модернизаций по сомнительному западному образцу оказала на нее разрушительное воздействие. Нацеленность на ЕГЭ привела к механическому заучиванию непонятых, неосознанных, а потому поверхностных и неукоренённых, непрочных знаний, поскольку из школьного арсенала оказалась по существу изъята важнейшая компонента обучения, целая логическая категория — доказательство. В результате учащиеся утрачивают способность рассуждать, обосновывать, анализировать.

Чтобы убедиться в справедливости и правомерности такой оценки, достаточно побывать хотя бы на одном заседании ректората университета или деканатов, скажем, математического, физического, да и любого другого факультета.

Ситуация усугубляется агрессивностью шквального информационного потока, который обрушивается на сознание школьников, утратой в современном обществе важнейших нравственных норм, традиционных для России, и как следствие — размытостью жизненных ориентиров молодежи.

Педагогическое сообщество начинает осознавать, что необходимы срочные меры к обновлению содержания образования и возвращению в школу духовно-нравственного воспитания. Очевидно, что эти процессы должны быть тесно связаны между собой. Без ценностей, общественных идеалов и нравственных принципов, выстраданных и выверенных за века отечественной истории, нельзя считать наше образование полноценным.

А если вспомнить, что на протяжении веков все классики отечественной и мировой педагогики на обучение смотрели «только как на средство к нравственному возвышению человека и нравственность ставили выше учености», то мы должны утвердиться в том, что главная задача школы — формирование у детей целостного мировоззрения и нравственного иммунитета. Это особенно актуально сегодня.

Возникает естественный вопрос: как решать эту задачу?

Выдающийся русский педагог, профессор Киевского, Белградского, Пражского и Парижского университетов Василий Васильевич Зеньковский считал: «Для того, чтобы воспитание было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. Воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого-либо другого… Если это понять, то упраздняется самый вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо жить самому» (из книги В.В. Зеньковского «Педагогика»).

А на Святой горе Афон вообще принято считать, что невозможно отречься от греховного мира, пока не встретишь человека, на лице которого отображается сияние вечности.

Кто из нас, родителей и педагогов, может сказать, что соответствует этому образцу? — Ответ не озвучиваю, он — увы! — очевиден.

Но врач, даже если он болен, продолжает лечить других людей. Так и мы, педагоги, можем и должны стараться формировать вокруг себя такое культурное пространство, которое будет способствовать духовному возрастанию наших детей.

За тысячелетнюю историю нашего Отечества накоплено богатейшее духовное и культурное наследие, которое позволяет создавать такую среду через знакомство учащихся с памятными историческими событиями, литературными, музыкальными и художественными шедеврами, воспевающими красоту души, красоту добра, красоту подвига.

Огромный потенциал содержится в литературе.

Но для того, чтобы литература смогла выполнять свою главную — воспитательную миссию, необходимо прежде всего проработать и переосмыслить само содержание предмета.

«Ведь невозможно представить себе нашу литературу, равно как и живопись, архитектуру или музыку, без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами… эти произведения… призывают нас задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни» (Патриарх Кирилл, 28 июля 2018 г.).

Не менее важно суметь донести содержание предмета литературы до сознания ребенка, до его сердца, чтобы он стал задумываться, размышлять над смыслосодержащими вопросами.

Как суметь учителю литературы добиться такого восприятия материала в условиях, когда изучение гуманитарных предметов нацелено на подготовку к ЕГЭ и все сводится к простой репродукции материала, к его запоминанию?

К сожалению, в наши дни смысл гуманитарного образования, подразумевающего духовное преображение человека, его возвышение, подменяется рациональным многознанием или, того хуже, замещается простым информированием. Предмет становится скучным, тяжелым, неинтересным. Теряется мотивация школьника к чтению, к изучению предмета.

Времени на понимание и нахождение смысла уже не остается, особенно с учетом того, что часов на русскую литературу в учебном плане отводится порой меньше, чем на иностранный язык.

Как избежать опасности такого поверхностного изучения предмета, не затрагивающего душу ребенка? В создавшихся условиях это становится уже вопросом педагогической виртуозности.

Один из возможных способов преодолеть барьер на пути изучения гуманитарных дисциплин, сложившийся в системе образования, — это использование внеурочного времени для театрализованных постановок изучаемых произведений или литературно-музыкальных композиций. И к этому опыту, я знаю, прибегают во многих школах.

Дети вживаются в текст, сопереживают героям, начинают многое осознавать и понимать из того, что было сокрыто при пассивном прослушивании или прочтении текста. Происходит та самая встреча с нашими великими писателями, поэтами и созданными ими образами, носителями высокой нравственности, которая действительно способна духовно преобразить ребенка.

Предлагаю Вам коротенький видеосюжет из нескольких фрагментов урока, посвященного творчеству Бориса Пастернака. (Видеосюжет про Пастернака). Начинается он с военного эпизода.

Воспитательная среда формируется не только на уроках гуманитарного цикла

Педагоги нашей гимназии серьезно занимаются и естественнонаучными дисциплинами и также зачастую вынуждены переосмысливать методику их преподавания.

Одним из главных критериев оценки качества образования школы сегодня является участие в предметных олимпиадах, которые якобы способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Мы эту установку подвергаем сомнению, наблюдая, к каким последствиям она может привести. Гонка за результатом, тяжелый, изнурительный (не по возрасту) труд, который нередко сводится к натаскиванию, зависть, ревность, тщеславие — вот неизбежные спутники такого рода соревнований.

Все это наносит мощный удар по психике ребенка, в котором еще не сформирован духовный стержень. Как результат — асоциальность и утрата смысла жизни. Парадоксально, но дети, прошедшие через олимпиады высокого уровня, зачастую не понимают, что такое научные исследования, — по большому счету научные исследования их вообще не интересуют.

Можно ли считать, что такое обучение способствует нравственному возвышению человека?

Конечно, нет. Но, к сожалению, в настоящее время в качестве ценностного ориентира предлагается именно так понимаемая успешность. Уже появился термин «спортивная математика». Это когда предмет становится интересен для ученика не сам по себе, а как средство добиться победы на различных олимпиадах и конкурсах, получить какие-то «конкурентные преимущества».

Есть ли этому альтернатива? Есть. Это, на мой взгляд, ориентация школьника на поиск призвания — того, к чему лежит его душа.

Осмыслив сложившуюся ситуацию, наши педагоги переключились на работу учеников в командах, создали научно-исследовательскую лабораторию для подготовки к турнирам юных физиков, юных химиков, юных биологов и к олимпиаде «Научно-техническая инициатива».

В процессе подготовки, например, к турниру юных физиков ребята решают целый комплекс задач научно-исследовательской и инженерной направленности, которые ежегодно отбираются ведущими мировыми специалистами в качестве актуальных в данной области.

Достичь успехов в турнире — это значит разобраться с современной литературой, включая англоязычные источники, исследовать проблему в научном плане, решить инженерные вопросы, связанные с построением экспериментальных установок, подготовить доклад и защитить его в ходе «боя» при обсуждении с оппонентом и рецензентом.

Подготовка к турниру — это работа всей команды, проходящей путь от идеи до ее реализации. Каждый участник находит свое место в коллективе, — как на корабле, где нет соперничества, но есть осознание того, что достичь цели можно только вместе, взаимодействуя и помогая друг другу.

Важно заметить, что жесткого отбора в эту лабораторию у нас нет. Попасть в нее может любой желающий, независимо от способностей. Он вовлекается в творческий процесс, и — о, чудо! — мы видим что он, оказывается, талантлив. Он придумал то, что никому и в голову не приходило. Или он увлекся наблюдением какого-либо явления и обнаружил то, что никто до этого не замечал, проявил пытливость и внимательность. А другой так сумел оформить презентацию задачи, что всем сразу стала понятна ее суть.

В отличие от турниров, в предметных олимпиадах участвовать может лишь небольшой процент детей. Это те, кто умеет чрезвычайно быстро решать сложные задачи. Но одаренность — понятие многогранное. Есть дети с заторможенной реакцией, что называется, тугодумы, но нередко они способны генерировать идеи, которые становятся великими научными открытиями, полезными обществу. А есть такие, кто любит работать руками, создавать гениальные конструкции, находить практические решения сложных теоретических задач.

То есть интеллектуальная элита не ограничивается теми, кто побеждает на олимпиадах. И по большому счету, задача педагога — открыть эти сокровища, помочь таланту прорасти.

Надо сказать, что за формальной победой мы не гонимся. Наша победа — это та изюминка, которую удается раскрыть в ребенке в процессе подготовки к турниру.

Тем не менее, выступления нашей команды «Синергия» во Всесибирских турнирах юных физиков всегда были результативными и отмечались дипломами победителя.

А в этом году ребята впервые решили поучаствовать во Всероссийском турнире юных физиков, — по той причине, что проводился он в Новосибирске во время весенних каникул и не требовал больших финансовых и временных затрат.

И как оказалось, наша команда выиграла турнир, выйдя в финал и заработав в финальной игре самый высокий балл.

Известный всем отечественный педагог Антон Семенович Макаренко считал, что человек «не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается».

Нельзя поэтому забывать о том большом значении, которое имеет внеурочная воспитательная среда.

И я хочу низко поклониться вам, дорогие учителя, директора и руководители системы образования, за те социально значимые проекты, которые мы вместе реализуем и которые нацелены на объединение усилий не только всей системы образования, но и культуры, и даже медицины, в деле духовно-нравственного воспитания наших детей. Это и Шествие школьников с буквами в День славянской письменности и культуры, которое уже приобрело областной масштаб и аналогов которому в нашей стране пока нет.

Это и курсы «Основы медицинских знаний для старшеклассников», тоже уникальнейший проект, в котором принимают участие практикующие врачи – доктора и кандидаты наук.

Это и литературный конкурс «Души прекрасные порывы».

Прочитаю лишь одно стихотворение, написанное учеником 6 класса 179 школы Иваном Горевым, победителем литературного конкурса.

Все мы наказаны за дерзновенье —
Богом лишенные средства общения.
Доля людская, увы, нелегка:
Общего нет на земле языка.
Тюркский, английский, немецкий, французский,
Греческий, польский, испанский и русский…—
Это всего лишь обрывки, фрагменты
В клочья разорванной шелковой ленты,
Той, что могла бы навеки связать
Души людей в золотистую прядь.

И в заключение мне хотелось бы сказать несколько слов о музыкальном образовании, которое получают почти все наши воспитанники. Это приучает их к высокому искусству, воспитывает хороший вкус, дисциплинирует, мотивирует их к углубленному изучению греческого языка, знакомству с византийской культурой. Через греческие церковные песнопения они осваивают сложнейшие византийские гимнографические тексты и византийскую музыку.

Хоровое пение открывает детям возможность участвовать в обширной концертной деятельности на самых престижных площадках страны и за рубежом. И мы очень надеемся, что выступления наших хоров помогают слушателям соприкоснуться с переживанием красоты — той самой, что спасёт мир.